Кто должен заниматься жилищно-коммунальным хозяйством крупного города? Вопрос не самый простой. Так, например, властям Волгограда пришлось искать ответ на него более полугода. Пока наконец на внеочередном заседании, состоявшемся в начале сентября, депутаты Волгоградской гордумы не приняли два проекта решения, согласно которым муниципальное имущество теплосетевого хозяйства будет закреплено на основе права хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Волгоградское коммунальное хозяйство», а имущество водопроводно-канализационного хозяйства – за МУП «Городской водоканал».
В феврале текущего года конкурс на право аренды ЖКХ Волгограда выиграло ОАО «Коммунальные технологии Волгограда». Однако его итоги оспорила компания «Эстар», которой было отказано в участии в торгах из-за отсутствия в уставе компании предусмотренных конкурсной документацией видов деятельности. В июне 2008 г. Арбитражный суд Волгоградской области признал, что таким образом мэрия незаконно ограничила круг участников торгов. В августе 12-й Арбитражный апелляционный суд Саратова отклонил апелляцию, поданную волгоградской мэрией в отношении иска компании «Эстар», и подтвердил, что итоги конкурса являются незаконными.
Ранее волгоградские власти уже проиграли в судах несколько исков. До этого были признаны недействительными договоры аренды, заключенные между мэрией и ОАО «Коммунальные технологии Волгограда», в июне 2008 г. Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил иск компании «МАКС и К» о признании незаконной конкурсной документации. Подобные выводы сделали также региональная и федеральная комиссии ФАС России.
3 сентября депутаты Волгоградской гордумы решили создать согласительную комиссию из представителей администрации Волгограда и депутатского корпуса по определению перспектив развития коммунальной инфраструктуры города и отменили решение от 20 декабря 2007 г. об утверждении Положения о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды имущества коммунальной инфраструктуры.
Мэр Волгограда Роман Гребенников заявил, что необходимость принятия городскими депутатами решения о передаче ЖКХ муниципальным унитарным предприятиям связана с «логическим действием по возврату муниципального влияния на процессы, происходящие в жилищно-коммунальной сфере».
«Напомню, – сказал он, – что в прошлом году мы приобрели в муниципальную собственность ООО «ЖЭК», расширяется влияние МУП «Автокоммунтранс», осуществляющего вывоз мусора. Теперь благодаря поддержке и решению городской Думы мы имеем возможность передать в хозяйственное ведение МУПов работу по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению. Таким образом, у нас возрождаются ранее существовавшие муниципальные предприятия «Тепловое хозяйство» и «Водоканал».
Пока МУПы не имеют лицензий, работы будут выполняться организациями, которые лицензии имеют, по договорам на техническое обслуживание. В дальнейшем ситуацию будут анализировать администрация Волгограда вместе с гордумой и создаваемой в данный момент комиссией. Что же касается электро-сетевого хозяйства, то в перспективе, по завершении договора аренды с ЗАО «РЭС», будет рассматриваться возможность заключения концессионного договора.
«Для нас сегодня принципиально одно, – подчеркнул Р. Гребенников, – дать возможность МУПам работать и финансовые потоки направлять в муниципальные предприятия. И таким образом контролировать работу тех, кто будет заниматься ремонтом и техобслуживанием сетей – и по линии тепла, и по линии водоснабжения. Эта политика усилит влияние города и позволит готовиться и к будущему, и к последующим отопительным сезонам на еще более выгодных для муниципалитета условиях».