Если кто-то кое-где у нас порой не хочет работать по действующему банковскому законодательству, то на них всегда найдет управу Департамент банковского регулирования и надзора ЦБ. Между тем банки, идущие на правонарушения, становятся все более изобретательнее в своем стремлении обмануть регулятора.
В последнее время наибольшее распространение среди нарушителей банковского законодательства получили так называемые зеркальные векселя. «Зеркальными» можно назвать ничем не обеспеченные ценные бумаги с абсолютно идентичными реквизитами. Эмитируются подобные векселя для того, чтобы банк мог номинально соответствовать действующим нормативам достаточности капитала.
О том, что практика эмиссии «зеркалок» из единичных случаев стала массовым явлением, поведал участникам VI Международного банковского форума, прошедшего в Сочи, директор Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский. По словам А. Симановского, в настоящее время зеркальные схемы для раздувания собственного капитала используют как минимум до 20 кредитных организаций России.
Не является большим секретом то, что при дальнейшем увеличении нормативов по минимальному размеру собственного капитала рынок подобных ценных бумаг будет только расширяться. Кстати, именно банковские векселя занимают более 85% от всего объема вексельного рынка России.
«У одного ребенка биологически не может быть пять отцов», – саркастически оценил данную ситуацию А. Симановский, добавив при этом, что «банковский капитал не должен быть дырявым – это не швейцарский сыр».
Для того чтобы избавить рынок от дутых векселей, Центробанк в самое ближайшее время планирует ввести изменения в свои нормативные документы и внести само юридическое определение зеркального векселя. Одновременно регулятор готовит поправки в Положение о методике определения собственного капитала кредитной организацией. А под сомнительные векселя Банк России обяжет своих подшефных формировать довольно приличные дополнительные резервы.
«Потребители финансовых услуг заинтересованы прежде всего в надежности и устойчивости банковской системы», –полагает директор Департамента банковского регулирования и надзора. Для собственников банка главным же является рентабельность, а для менеджмента кредитной структуры – ее рост.
В этом, по словам А. Симановского, и заключается «конфликт интересов». А вот задача регулятора состоит как раз в том, чтобы, будучи «строгим отцом», соблюдать действующие нормативы и при этом максимально учитывать интересы этих трех сторон.