Законодатель определил новые условия оплаты труда для работников бюджетных учреждений федерального уровня, зарплата сотрудников которых в настоящее время рассчитывается на основе единой тарифной сетки. в чем заключаются эти условия, читайте в данной статье.
В целях введения новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Правительством РФ принято новое Постановление от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление № 583).
До этого соответствующие положения о переходе на новые условия оплаты труда содержались в Постановлении Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление № 605).
С изданием нового Постановления применению подлежат оба указанных выше документа. Однако второй из них (а именно Постановление Правительства РФ № 605) утрачивает силу с 01.12.2008, а потому его применение ограничено во времени.
На кого распространяются новые условия оплаты труда?
Новые условия оплаты труда, определенные вышеуказанными нормативными правовыми актами, касаются именно федерального уровня и именно тех учреждений (органов), оплата труда сотрудников которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных учреждений.
Субъекты РФ и местные органы власти системы оплаты труда подведомственных учреждений определяют самостоятельно. Вместе с этим им рекомендовано ориентироваться на новые условия оплаты труда, принятые на федеральном уровне. Соответствующие положения закреплены в п. 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 г. Данные Рекомендации утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 21.12.2007, протокол № 9.
Сроки перехода
До принятия Постановления Правительства РФ № 583 конкретные сроки перехода на новые условия оплаты труда для подведомственных учреждений должны были определяться соответствующими федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, федеральными агентствами, иными государственными органами и организациями. Единственное условие – крайний срок определялся как 01.01.2009.
Указанным нормативным актом установлена единая дата для перехода на новые правила оплаты труда для всех без исключения федеральных учреждений и воинских частей – 01.12.2008.
Нормативное регулирование
Утвержденное Постановлением №583 Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений не распространяется на гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений силовых министерств и ведомств, а также на лиц, занятых в центральных аппаратах федеральных государственных органов и их территориальных органах.
Силовым министерствам и ведомствам фактически предоставлено право самостоятельно определять систему оплаты труда работников подведомственных учреждений и принимать соответствующие нормативные правовые акты. При этом федеральные органы власти централизованно определяют сетки окладов (тарифных ставок), условия и порядок осуществления дополнительных выплат, порядок формирования и использования фондов оплаты труда, а также порядок утверждения штатных расписаний.
В центральных аппаратах федеральных государственных органов и (или) их территориальных органах в настоящее время заняты в основном федеральные государственные гражданские служащие, а также лица, обеспечивающие функционирование указанных органов (так называемые технические исполнители).
При этом оплата труда государственных гражданских служащих осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений), Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в редакции изменений и дополнений), Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» и иных нормативных правовых актов.
Система заработной платы второй категории вышеуказанных лиц закреплена в Постановлении Правительства РФ от 24.03.2007 № 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» (в редакции изменений и дополнений).
Однако кроме вышерассмотренных во многих органах власти и (или) их территориальных органах до сих пор задействованы и лица, оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. В их отношении условия оплаты труда определяются также централизованно, а именно соответствующими федеральными государственными органами. Они определяют схему должностных окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Условия оплаты труда работников иных федеральных государственных учреждений (кроме учреждений силового блока, а также лиц, занятых в федеральных государственных органах и их территориальных органах) определяются в соответствии с утвержденным Постановлением № 583 Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
Состав заработной платы
С переходом на новые условия оплаты труда заработная плата каждого из сотрудников будет состоять из оклада (должностного оклада, ставки заработной платы) и дополнительных выплат. Дополнительные выплаты, в свою очередь, делятся на выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Оклады (должностные оклады, ставки заработной платы) согласно новым условиям оплаты труда подлежат установлению по соответствующим профессиональным квалификационным группам с учетом внутриведомственных нормативных правовых актов. Отдельными из них определяются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы). Это, в частности, касается руководящих документов, которые должны быть приняты силовыми министерствами и ведомствами, а также иными федеральными органами исполнительной власти в отношении лиц, занятых в их центральных аппаратах и территориальных органах.
Оклады (должностные оклады, ставки заработной платы) иных категорий работников устанавливаются руководителем учреждения с учетом внутриведомственных положений по оплате труда работников соответствующих учреждений на основе их дифференциации по соответствующим профессиональным квалификационным группам.
Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 14.06.2008 № 425н.
Дополнительные выплаты
С переходом на новые условия оплаты труда работникам бюджетных учреждений могут производиться только строго определенные выплаты компенсационного и (или) стимулирующего характера.
Перечень производимых при применении новых условий оплаты труда работникам бюджетных учреждений выплат компенсационного характера определен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822, а перечень выплат стимулирующего характера – Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818.
К выплатам компенсационного характера отнесены:
-
выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
-
выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
-
выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
-
надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом ст. 149 ТК РФ.
При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
В свою очередь, к выплатам стимулирующего характера отнесены:
-
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
-
выплаты за качество выполняемых работ;
-
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
-
премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера должны будут устанавливаться работникам с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
Размеры и условия осуществления стимулирующих выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах выделенных учреждению ассигнований на оплату труда. Критерии оценки результативности и качества работы должны определяться с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Порядок формирования фонда оплаты труда
Фонд оплаты труда сотрудников бюджетного учреждения в условиях применения новых принципов оплаты труда должен формироваться на основе штатного расписания, утверждаемого руководителем учреждения по согласованию с вышестоящим федеральным органом власти (государственным органом, организацией) и объема выделяемых бюджетных ассигнований.
Гарантированными при этом являются средства для оплаты окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) и компенсационных выплат. То есть в этой части ассигнования вышестоящим распорядителем средств должны быть выделены в обязательном порядке. При этом фонд компенсационных выплат должен формироваться исходя из сложившихся в учреждении условий труда и норм законодательства, гарантирующих предоставление указанных выплат (районное регулирование оплаты труда, вредные условия труда, работа в ночное время и др.).
Ассигнования для осуществления стимулирующих выплат определяются путем вычитания из общего фонда заработной платы средств, необходимых для выплаты окладов (должностных окладов, ставок заработной платы). Только начиная с 01.01.2010 предусматриваемый в общем фонде заработной платы объем средств для осуществления выплат стимулирующего характера должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
В общем фонде заработной платы могут предусматриваться также средства, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом с переходом на новую систему заработной платы средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, могут направляться учреждениями только на выплаты стимулирующего характера.
Исходя из положений п. 10 Постановления № 583 учреждения вправе рассчитывать на получение с 01.12.2008 ассигнований на оплату труда, увеличенных на 30% по сравнению с ранее определенными лимитами.
Уменьшить «гарантированный» лимит ассигнований на оплату труда вышестоящий орган вправе только при условии, что с учреждения была снята обязанность выполнения соответствующих функций, уменьшены объемы предоставляемых услуг и т.п. Уменьшение численности работников при условии сохранения всего объема выполняемых функций (оказываемых услуг) не может служить основанием для снижения объема выделяемых на оплату труда ассигнований.
Что касается максимального значения фонда заработной платы, то каких-либо ограничений в этой части действующее законодательство не определяет.
В учреждениях силовых министерств и ведомств штатные расписания формируются и утверждаются в порядке, установленном данными органами власти.
Во всех остальных учреждениях штатное расписание утверждается руководителем организации. При этом формироваться штатное расписание может по типовой форме № Т-3 «Штатное расписание», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.
Минимально гарантированный уровень зарплаты сотрудников
Применительно к индивидуальной оплате труда каждого из сотрудников заработная плата любого из них с переходом на новые условия оплаты труда не может быть ниже, чем до 01.12.2008. Однако сопоставление уровней оплаты труда должно производиться без учета премий и иных стимулирующих выплат. На это указано в п. 3 Постановления № 583. Исходя из изложенного общий уровень заработной платы с переходом на новые условия оплаты труда может быть и снижен.
В любом случае месячная заработная плата каждого из работников за полностью отработанный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
До 01.01.2009 величина минимального размера оплаты труда составляет 2300 руб. в месяц, а с 01.01.2009 – 4330 руб. в месяц. Соответствующие изменения были приняты Федеральным законом от 24.06.2008 №91-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Необходимо также учитывать, что с 01.09.2007 ниже законодательно установленной величины не должна выплачиваться суммарная заработная плата, включающая в себя все виды выплат и все источники выплат по оплате труда. До 01.09.2007 ниже минимального размера оплаты труда не могла устанавливаться тарифная ставка (оклад) согласно занимаемой должности (профессии), оплачиваемая из бюджетных ассигнований.
Оплата труда руководителя, его заместителей, главного бухгалтера
В отдельном порядке регулируется заработная плата руководителей бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров. Их заработная плата также состоит из должностных окладов и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Однако должностной оклад руководителя устанавливается на уровне до 5-кратного размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого учреждения, а оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера, в свою очередь, на 10–30% ниже должностного оклада руководителя.
Величина должностного оклада руководителя определяется вышестоящим руководителем (начальником) и фиксируется в заключаемом с ним трудовом договоре. В свою очередь, размер должностного оклада заместителя руководителя и главного бухгалтера в приведенных параметрах определяется руководителем учреждения.
Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 № 167н.
При создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала федерального бюджетного учреждения для определения должностного оклада руководителя за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя, размер должностного оклада руководителя определяется федеральным органом исполнительной власти, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное учреждение. На это обращено внимание в Приказе Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 № 158н.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений в общеустановленном порядке.
Стимулирующие выплаты руководителю учреждения устанавливаются федеральными органами власти (государственным органом, организацией), которому подчинено возглавляемое учреждение. Для этих целей соответствующие распорядители вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственных учреждений. Тем самым фонд средств для оплаты труда сотрудников учреждения (за исключением руководителя) автоматически уменьшается до 5%.
Порядок централизации соответствующих ассигнований и их использования определен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 823.
Централизованные бюджетные ассигнования распределяются главными распорядителями средств федерального бюджета между подведомственными им учреждениями и используются до конца финансового года.
В случае отсутствия решения главного распорядителя средств федерального бюджета о предоставлении руководителю подведомственного учреждения стимулирующих выплат за счет централизованных бюджетных ассигнований соответствующие средства могут быть направлены на стимулирующие выплаты руководителям и (или) работникам других подведомственных учреждений.
Конкретный процент централизованных бюджетных ассигнований (до 5%) на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений определяется главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся учреждения. При этом должны быть учтены размер фонда оплаты труда, планируемая сумма на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений с учетом результатов деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости.
Трудовые договоры придется перезаключить
Исходя из норм Постановления № 583 переход на новые условия оплаты труда будет сопряжен с заключением со всеми работниками новых трудовых договоров.
Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 424н.