«Античелночное» законодательство

Старые таможенные схемы работают уже со скрипом
| статьи | печать

На волне тотального дефицита 90-х годов появились «челноки», закрывшие этот экономический провал. Старые правила хотя и были установлены для «челноков», но на практике ими пользовались и юридические лица, которые могли растаможить любой груз, разбив его на мелкие партии, и ввозить с помощью физических лиц. С тех пор многое изменилось, включая правила ввоза импортного товара. Но работает ли эта схема сейчас? Попробуем разобраться в таможенных нюансах.

Между суммой, весом и сроком

Лимит беспошлинного ввоза товаров то уменьшался, то увеличивался. Последний этап начался с принятием нового Таможенного кодекса (ТК РФ) и изданным в его исполнение Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (далее – Положение). Именно эти документы позволили беспошлинно ввозить большее количество товаров как «челнокам», так и обычным гражданам, решившим привезти из заграницы сувениры или ширпотреб на общую сумму 65 тыс. руб. и весом до 50 кг.

До этого «пороговая сумма» была вдвое меньше и ограничивалась 1000 евро – за все, что выше, гражданам приходилось платить 30-процентную пошлину, но не меньше 2 евро за каждый «лишний» килограмм.

Однако не успел ТК РФ вступить в силу, как стало ясно: прописанные в нем послабления для ввоза товаров физическими лицами устроило далеко не все заинтересованные ведомства.

Еще осенью 2003 г. Минэкономразвития предложило уменьшить беспошлинную сумму до 15 тыс. руб., ссылаясь на опыт европейских стран. Но в этом было отказано, поскольку в «челночном» бизнесе были заняты широкие слои населения, и такая кардинальная мера могла вызвать массовую безработицу.

Но перемены все же случились в январе 2006 г. с принятием Постановления Правительства РФ от 23.01.2006 № 29, которым были внесены изменения в Положение. Разрешенная сумма осталась прежней, но максимальный вес снижен до 35 кг. За его превышение в пределах 200 кг и стоимостью не более 650 тыс. руб. уплачивается единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за килограмм. Если же ввозимый товар стоит более 650 тыс. руб. и весит более 200 кг, то это уже признается товарной партией и облагается совокупным таможенным платежом.

Эта мера была направлена на стимулирование ввоза более качественных товаров, поскольку при меньшем весе целесообразнее возить более дорогие вещи.

Кроме того, если раньше льготный порядок применялся в случае, если физическое лицо пересекает таможенную границу не более 1 раза в неделю, то после изменений этот период увеличен до месяца. При этом таможенникам все равно, вез ты в прошлый раз товар или ехал пустой. Если с тех пор не прошел месяц – плати за каждый килограмм 4 евро. Например, пилоты авиакомпаний делают по 4–5 дальних рейсов в месяц, а право на беспошлинный провоз можно реализовать лишь 1 раз – в первый рейс.

К чему же привели такие изменения?

Во-первых, к четкому разделению рыночных торговцев на тех, кто продолжает сам ездить за товаром, и тех, кто делает закупки у оптовиков или у более крупных «челноков», которых становится все больше. Традиционный «челночный» импорт сохраняет

свое значение лишь в районах приграничной торговли.

Во-вторых, организаторы схем перемещения товаров под видом «личных нужд» вынуждены нанимать все большее количество лиц для обеспечения необходимой им частоты транспортировки товара, что повышает его себестоимость. После перемещения через границу эти партии объединяются и далее перемещаются в другие регионы России. Но поскольку заинтересованным службам хорошо известны места складирования и сортировки таких товаров, то проведение на постоянной основе проверочных мероприятий повышает риски такой деятельности.

 

От баулов к карго-перевозкам

Своеобразной «компенсацией» ужесточения правил стало освобождение от пошлин товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже (при стоимости товаров до 65 тыс. руб. и весе до 35 кг).

Ранее льготы предоставлялись только на товары, ввозившиеся в сопровождаемом багаже. Во всех остальных случаях применялся общий порядок и условия тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренный для участников ВЭД.

Таким образом, если до принятия нового ТК РФ «челноки» брали товар с собой в самолет, то теперь многие пользуются услугами карго-перевозчиков.

Но не думайте, что можно льготно ввести товар, не выезжая за пределы страны. Товары, которые пересылаются в адрес лица, не следующего через таможенную границу РФ (т.е.

ввозимые карго-перевозчиками), согласно подп. «г» п. 6 Положения облагаются совокупным таможенным платежом.

Более того, если ввозится товар для другого физического лица, которое не выезжало за границу, то к таким товарам применяется общий порядок тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления (Письмо ФТС РФ от 21.05.2008 № 05-11/20227 «О таможенном оформлении товаров»).

 

Личное или предпринимательское?

Льготный порядок перемещения согласно п. 1 ст. 281 ТК РФ и п. 1 Положения применяется в отношении товаров, ввозимых для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд физических лиц.

Следовательно, при определении возможности применения такого порядка очень значимо понимание, кем и как определяется предназначение товаров – для коммерческих или некоммерческих целей.

Законодатель в п. 2 ст. 281 ТК РФ и п. 3 Положения дает следующую формулировку: «Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу».

Эта формулировка дает широкие полномочия таможенникам. Подтверждением тому является разд. 2 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК РФ от 24.11.99 № 815, где устанавливается следующее:

· предназначение товаров определяется сотрудником таможни в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой исходя из характера, количества и частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи;

· товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если такие товары ввозятся исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме;

· при установлении предназначения товаров могут приниматься во внимание следующие факторы:

a)      потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз товаров, обычно не используемых в быту (например, кассовый аппарат), может служить основанием предполагать, что такие товары ввозятся для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

b)      количество товаров. Здесь исходят из того, что однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся с коммерческими целями;

c)      частота перемещения товаров: периодический ввоз одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как ввоз в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

d)      обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания, сумма заработанной валюты и т.д. Таможенники считают, что с коммерческой целью перемещают товары лица, чей срок пребывания за границей не превышает 1–2 дня. В то время как туристические группы «гостят» за границей не менее 3–4 дней;

e)      отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования.

Обращает на себя внимание, что перечисленные требования фактически устанавливают презумпцию коммерческого характера товаров, предлагая физическим лицам доказывать их некоммерческий характер (если должностное лицо таможенного органа сомневается в этом) либо подтверждать, «что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности» (п. 2.4 Правил). Однако порядок такого подтверждения пока не определен.

Таким образом, используя перечисленные условия, любой таможенник докажет, что вторая зубная щетка в вашем чемодане не что иное, как товар, ввозимый на продажу, поскольку рот у вас один.

Определение партии товара как коммерческой влечет обязанность уплаты причитающихся платежей на общих основаниях. Как правило, у физических лиц не хватает на это средств, поэтому товар помещается на склад временного хранения. Расходы еще и на временное хранение делают дальнейший ввоз товара окончательно экономически неэффективным, и товар остается невостребованным.

* * *

Рассмотренные вопросы с очевидностью доказывают, что сейчас риски при ввозе коммерческих товаров под видом товаров «для личного пользования» крайне высоки, что делает ввоз экономически неэффективным.

 

К СВЕДЕНИЮ

Совокупный таможенный платеж представляет собой упрощенный способ уплаты таможенных пошлин, налогов, заключающийся в том, что лицо уплачивает таможенные пошлины, налоги с использованием одного платежного документа на всю совокупность пошлин, налогов, а не составляет такой документ в отношении каждого подлежащего уплате налога или пошлины.