Электронные платежные системы все чаще входят в нашу жизнь. В качестве средства расчета в таких системах используются электронные учетные единицы. В различных системах эти единицы называются по-разному. Однако, несмотря на то что все они являются, по сути, электронными деньгами, их правовой статус до конца не определен. В этой связи у налогоплательщиков часто возникают вопросы, связанные с налогообложением операций с электронными деньгами.
На один из таких вопросов Минфин дал ответ в своем Письме от 21.08.2008 № 03-04-06-01/255.
В Письме рассматривается ситуация, когда организация по агентским договорам предоставляет услуги по купле-продаже электронных учетных единиц в электронном виде у операторов платежных систем, а также у физических лиц. Возникает вопрос: облагается ли НДФЛ доход физического лица, перечисляемый ему организацией за приобретаемые электронные учетные единицы? Является ли организация в указанной ситуации налоговым агентом либо физическое лицо уплачивает НДФЛ самостоятельно?
Отвечая на эти вопросы, Минфин напомнил, что в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. При этом российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет суммы НДФЛ.
Минфин отметил, что порядок налогообложения операций с электронными учетными единицами будет зависеть от того, являются ли данные единицы ценными бумагами.
Если электронная учетная единица признается в соответствии с ГК РФ чеком, т.е. отвечает всем установленным для чеков требованиям, и значит является ценной бумагой, налогообложение доходов, полученных физическими лицами от реализации электронных учетных единиц, производится по правилам ст. 214.1 НКРФ.
В этом случае налоговыми агентами по НДФЛ признаются только брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иные лица, совершающие операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика.
Поэтому, если организация при совершении операций с электронными учетными единицами не действует в качестве одного из вышеуказанных лиц, она не является налоговым агентом по НДФЛ. Соответственно у нее отсутствуют обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет суммы НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами от реализации указанной организации ценных бумаг, а также представлению в налоговый орган сведений о таких доходах.
В этом случае исчисление и уплата НДФЛ производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода согласно ст. 228 НК РФ.
Если электронные учетные единицы не признаются в соответствии с ГК РФ ценной бумагой, доход, полученный налогоплательщиком от операций с ними, подлежит налогообложению на общих основаниях. При этом организация, являющаяся источником выплаты такого дохода, признается налоговым агентом на основании ст. 226 НКРФ и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.