Каждая фирма стремится продвигать свой товар на рынке. Для этого используются все имеющиеся у нее возможности. В частности, нередко поставщики товаров заключают с розничными магазинами договоры, согласно которым магазин оказывает им информационно-консультационные услуги путем информирования и консультирования конечного покупателя о потребительских свойствах товара в эфире телекоммуникационных каналов связи. Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учитывать в качестве расходов на рекламу затраты по таким договорам?
Ответ на этот вопрос содержится в Письме Минфина РФ от 20.08.2008 № 03-03-06/1/474.
В общем случае, считает Минфин, оплата за размещение товаров в оговоренном месте или на полках магазинов не связана с возникновением у покупателя обязанности оказать дополнительные услуги в рамках договора поставки. Такие операции осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца. Соответственно такие затраты продавца не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
В то же время соглашение, определяющее целенаправленное выполнение покупателем за вознаграждение определенных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца, может быть заключено в виде отдельного договора. Данное соглашение также может являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров, в том числе и договора поставки.
В этом случае, по мнению Минфина, если у продавца есть основания полагать, что действия, оговоренные в договоре, способствуют привлечению внимания к товарам
определенного наименования, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
При надлежащем документальном подтверждении рассматриваемые затраты в качестве расходов на рекламу могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в пределах норматива, исчисляемого от размера выручки, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ.