За какое бы дело ни взяться, во всем нужно разбираться. То есть знать, как и что. Не менее важно знать еще, почему. Ведь знания не по делу, так же как и дело по незнанию, вряд ли будут полезны. Отсюда следует, решат совсем немногие: знания – это процессы. И лишь единицы вдруг опомнятся: на этом можно заработать!
Глубокие изменения в бизнесе, произошедшие на рубеже тысячелетий, по мнению ученых и самих бизнесменов, привели к пониманию важности знаний и повлекли первые пробные шаги в создании механизмов их обретения, накопления и применения. Очевидно, что для выстраивания устойчивых конкурентных преимуществ руководство и сотрудники компании должны представлять стратегию и тактику своих действий – иными словами, знать, чего нужно достичь и как это сделать.
Однако, чтобы пользоваться знаниями, необходимо ими управлять. Недостаточно просто владеть каким-то рецептом, алгоритмом, технологией. Без эффективного менеджмента все это – бесполезные игрушки. Во-первых, потому, что знаниями нужно уметь пользоваться. Во-вторых, сами знания нуждаются в постоянном обновлении, этот капитал обесценивается быстрее денег. Вместе с тем объект управления в данном случае не менее загадочен для большинства его владельцев, чем управление в целом.
Что в знании тебе моем
Единства мнений о том, что же такое знания, не было и нет. Существуют различные определения этого понятия, сформулированные в разных культурах и школах мышления, и тем не менее все они обладают общими элементами.
КАРМАННЫЙ ТЕЗАУРУС
Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.
База знаний, БЗ (Knowledge Base, KB) – это особого рода база данных, разработанная для управления знаниями (метаданными), то есть сбором, хранением, поиском и выдачей знаний.
Управление знаниями (Knowledge Management, KM) – это дисциплина, изучающая систематические процессы, благодаря которым распознаются, создаются, сохраняются, распределяются и применяются необходимые для успеха организации знания.
ИСТОЧНИК: ВИКИПЕДИЯ
Так, Морген Витцель (London Business School) утверждает, что главными среди них являются:
-
дифференциация понятий «знание» и «факт» (данные, сведения, информация);
-
существенная роль сознания в обретении знания;
-
зависимость знания от других знаний;
-
неразделимость знания и его носителя.
Макс Буасо (Лондонский университет), в свою очередь, делает вывод, что факты – это свойства вещей, в то время как знание – свойство воспринимающих субъектов, причем информация является связующим звеном между ними. При этом факты (свойства вещей) полезны нам лишь тогда, когда мы обладаем знаниями, достаточными для их интерпретации.
Возникает вопрос: откуда берется первоначальное знание, благодаря которому человек способен понимать факты окружающей действительности и впоследствии использовать их для синтеза новых знаний?
Одна из точек зрения состоит в том, что люди пытаются отыскать способы доказательства, показывающие, какие выводы следуют из данного набора фактов. При отсутствии достаточных знаний для доказательства мы ищем пути их обретения. Это создает цикл обучения и применения знаний, в том числе в бизнес-практике, осознание которого, по мнению специалистов, является фундаментом управления знаниями.
Где у него кнопка
Известный ученый, специалист в области менеджмента знаний Ларри Прусак утверждает, что «управлять знаниями невозможно, можно управлять лишь той средой, в которой создаются и используются знания». Иначе говоря, для того чтобы экономическая информация работала на предприятие, повышая показатели эффективности его деятельности, нужно, чтобы предприятие работало над поиском и обработкой этой информации и управляло синтезом новых полезных знаний.
Аппаратно-программные комплексы, традиционно называемые системами управления знаниями – СУЗ (Organizational Memory Information Systems, OMIS), – появились в 1990-х гг. как дальнейшее развитие систем обеспечения специалистов бизнес-нформацией. Они включали в себя библиотеки, архивы, аналитические службы, информационные отделы, канцелярию и т. д. СУЗ позволили интегрировать их с помощью мощной вычислительной техники и коммуникаций по локальным и региональным сетям.
Первым условием работоспособности корпоративных СУЗ является оцифровка всех документов и прочих источников информации. Иначе ни о какой автоматизации не может быть и речи. Для перевода информации с бумаги на электронные носители в масштабах предприятия часто используют потоковое сканирование документов с помощью специальных ИТ-средств (см. «ЭЖ» № 19, 2006 г., стр. 33).
Второе, но не менее важное, условие – использование технологий интеллектуальной обработки данных (в т. ч. Data Mining – «добыча данных», Business Intelligence – «бизнес-интеллект»). Они позволяют осуществлять быстрый поиск необходимой информации из больших оцифрованных массивов по множеству заданных критериев, сортировать данные в соответствии с условиями фильтрации любой степени сложности, тем самым помогая синтезировать новые, до этого неизвестные бизнес-знания (см. «ЭЖ» № 10, 2007 г., стр. 33).
Знайки
Третье необходимое условие – умение работать со знаниями. В первую очередь им должны обладать работники, владеющие знаниями, причем такими, благодаря которым их бизнес живет и развивается. Гуру менеджмента Питер Друкер выделяет две особенности таких сотрудников.
Во-первых, работник, владеющий знаниями, отличается тем, что сам безраздельно владеет своими «средствами производства»: неразрывно принадлежащими ему интеллектом, памятью, знаниями, инициативой, личным опытом, которые часто называют «скрытыми».
Отсюда вытекают две задачи: как сделать личные знания достоянием компании и как застраховать ее от потери личных знаний в случае ухода их владельца. Технологии управления знаниями указывают направления и предлагают методы решения этих задач.
Во-вторых, работник, владеющий знаниями, – это не ученый-одиночка, уникальный творец или менеджер, а обычный соучастник общего корпоративного дела, продуктом которого становятся знания. Поэтому очевидна необходимость создания технического обеспечения данной категории работников, подобного станкам и инструментам в промышленном производстве. Эту роль играют СУЗ, в основе которых лежат технологии управления знаниями.
Тем не менее простого выполнения всех трех вышеописанных условий недостаточно. Многие эксперты, ссылаясь на опыт предприятий различных сфер бизнеса, отмечают, что работа со знаниями должна быть не только индивидуальной, но и командной. Объем, глубина и ценность новых полезных знаний, созданных в результате групповой работы, превышают сумму подобных показателей личных знаний участников группы.
Это означает, что руководство компании должно стимулировать своих сотрудников к активному обмену профессиональным опытом, важной информацией для принятия решений, ссылками на информационные источники. Помимо этого, непреложным правилом корпоративной политики должно стать самообучение всех работников и управляющих.
Выстраивая корпоративную систему управления знаниями, всегда важно оставаться над самой системой, то есть понимать, для кого и ради чего она создается. Важно это прежде всего оттого, что зачастую даже хорошо организованный электронный архив документов превращается не в банк, а в кладбище знаний, остающихся невостребованными. Бизнес-знания – это еще не экономическая мудрость, но чтобы они ею стали, чтобы могли приносить предприятию прибыль, нужна всего одна вещь – менеджмент знаний. О нем поговорим в следующих публикациях.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Знание отличается от информации точностью
Мария Каменова, генеральный директор компании «ID SHCEER Россия и страны СНГ»:
– С технологической точки зрения знание принципиально отличается от информации, прежде всего точностью. Знания – это точная информация по данной проблеме. Произвести поиск и получить список из 200 документов – это все равно что не получить ничего, так как на извлечение из этих документов нужной информации придется потратить массу времени. Система, которая способна предоставить точный ответ на запрос, – это и есть система управления знаниями.
Естественно, точность предоставления информации входит в противоречие с полнотой. Оптимальность соотношения между ними является важнейшей характеристикой поисковой системы, так же как соотношение цена/производительность – решающий параметр для многих других программных систем.
СОЗДАНИЕ ЗНАНИЙ – НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ПРОЦЕС РАЗВИТИЯ
Ксения Гурина,магистр экономики, Институт Экономики УРО РАН, Г. Екатеринбург:
– Каждому предприятию для осуществления своей деятельности необходимо то или иное знание. Причем его невозможно получить из внешней среды, а необходимо создать. Создание знаний – это прежде всего деятельность людей по использованию имеющихся знаний для генерации идей, повторному использованию опыта и инноваций. Эта деятельность требует средств совместной работы для взаимодействия с другими людьми в процессе созидательной деятельности. Говоря об инновациях и генерации идей, необходимо отметить, что именно создание знаний является одним из ключевых аспектов управления знаниями. Простое использование знаний, возможно, приведет к благополучному функционированию компании, но не к развитию. Поэтому создание знаний является неотъемлемым процессом в развитии компании.