Вправе ли субъекты РФ дифференцировать размеры уставного капитала для торговцев алкоголем в зависимости от территории, на которой осуществляется их деятельность? Ответ на этот вопрос дает Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.09.2008.
Розничная продажа алкогольной продукции регулируется Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, к их компетенции относится определение размера оплаченного уставного капитала для таких организаций, который не должен превышать 1 млн рублей (п. 3.2 ст. 16 Закона).
К сожалению, органы госвласти субъектов по-разному понимают предоставленные им права. В частности, Правительство Республики Дагестан в п. 2 Постановления от 30.06.2006 № 129 «О мерах по обеспечению государственного контроля в сферах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Постановление № 129) определило размеры уставного капитала организаций в зависимости от населенного пункта, где осуществляется реализация алкоголя.
Законность оспариваемого пункта рассмотрел Президиум ВАС РФ, признав его недействительным и противоречащим требованиям законодательства о конкуренции.
В своем Постановлении ВАС РФ указал, что установление дифференцированных требований к размеру уставного капитала организаций создает неравные условия для розничной продажи алкогольной продукции в различных муниципальных образованиях одного субъекта РФ. Кроме того, Закон № 171-ФЗ не предоставляет субъектам РФ право введения ограничений на реализацию алкоголя в определенном населенном пункте в зависимости от размера уставного капитала хозяйствующего субъекта.