Таможенное ведомство решило отличиться на ниве создания административных регламентов. 1 августа этого года Приказом ФТС № 951 утвержден очередной Административный регламент по предоставлению государственной услуги (далее – Регламент). На этот раз урегулирован порядок классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД). Появившиеся изменения существенно меняют привычную жизнь участников внешнеэкономической деятельности, о них и пойдет речь.
Регламент прошел регистрацию в Минюсте РФ 08.08.2008 за № 12092 и начнет применяться с 31 августа 2008 г. С этой даты утрачивает силу прежнее Положение, содержащее не только порядок классификации, но и определения страны происхождения товаров (утв. Приказом ГТК России от 22.10.2003 № 920, далее – Положение № 920).
Таможенное ведомство решило не объединять в одном документе два мероприятия, по которым таможенным органам согласно ст. 41 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) дозволено принимать предварительные решения. Напомним, что 28 августа 2008 г. вступил в силу Административный регламент ФТС РФ по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товаров, утвержденный Приказом ФТС от 23.07.2008 № 906, подробный комментарий которому мы уже давали в «ЭЖ» № 33, 2008 г., на стр. 5.
Принятие предварительного решения позволяет участникам ВЭД заранее выяснить позицию таможенного ведомства по вопросу определения класса товара на уровне десятизначного кодового обозначения, что позволяет заранее спланировать свой бизнес.
Определение классификационного кода товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с ТН ВЭД, содержащейся в Таможенном тарифе РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718. От выбора той или иной позиции ТН ВЭД зависит размер таможенных пошлин, ставки которых также определены в Таможенном тарифе РФ.
К СВЕДЕНИЮ
ТН ВЭД – это номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции, подсубпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам, субпозициям и подсубпозициям, а также Основные правила интерпретации номенклатуры.
Общий порядок классификации
Согласно ст. 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, т.е. в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. В случае выявления нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе осуществить ее самостоятельно. Таким образом, законодатель предоставляет возможность классифицировать товар в первую очередь декларанту, а роль таможенных органов сводится к реализации контрольных функций и обеспечению надлежащей классификации товаров в случае, если с этой задачей не справится декларант.
Важность нового Регламента не вызывает сомнений. Он позволит участникам ВЭД точно знать, как и куда следует обращаться за принятием предварительного решения. В каких случаях и в каком порядке принятое решение может быть отменено, изменено или отозвано. Регламент затронул и многие другие вопросы, сформированные практикой, на которые теперь есть ответы в его положениях. Остановимся на существенных моментах, меняющих привычную процедуру таможенного оформления товара.
Решение за высшим уровнем
Теперь таможенный орган низшего уровня, принимающий к оформлению таможенную декларацию, лишен полномочий определять класс товара. Предварительное решение, а также изменение, отзыв и прекращение его действия принимается начальником Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС РФ (далее – ГУ ФТС) или его заместителями. Регламент содержит график приема, адреса и телефоны ГУ ФТС. По указанным адресам надо будет подавать запрос о принятии предварительного решения. Форма запроса обновилась, его образец приведен в Приложении № 1 к Регламенту.
Старт определен – время ограничено
При поступлении запроса в ГУ ФТС (по почте или непосредственно в экспедицию) ему присваивается входящий номер не позднее дня, следующего за днем поступления в ГУ ФТС. Такая регистрация означает фиксацию начала отсчета всех сроков, предусмотренных Регламентом, а их немало. Введение предельного срока для регистрации поступающих запросов решило проблему чиновничьего затягивания процесса их рассмотрения. Решение по поступившему запросу принимается в течение 90 дней со дня регистрации запроса. Этот срок может быть увеличен только в случае недостаточности сведений в запросе. Причем отсутствовать должны такие сведения, которые не позволяют однозначно идентифицировать товар и определить его код, или предоставленная информация противоречива. В этом случае заявителю направляется официальное письменное уведомление, оформленное на бланке ФТС РФ. Регламент установил жесткие временные рамки для выяснения нужной информации и принятия предварительного решения, выйти за которые чиновники не вправе. Хочется верить, что сроки будут соблюдаться, а за их сокращение, которое предусмотрено Регламентом, не придется платить усердным исполнителям. Регламент в отличие от предыдущего Положения № 920 закрепил бесплатность предоставления услуги по принятию предварительного решения. Сократить срок для принятия решения можно, если, как указано в Регламенте, запрос содержит информацию, «достаточную для однозначного отнесения конкретного товара к определенной субпозиции ТН ВЭД». Оценить эту достаточность, естественно, могут только служители ведомства. Благое намерение, представленное столь расплывчатой формулировкой, может способствовать переходу к рыночным отношениям предоставления госуслуги за ускорение.
Результатом работы ГУ ФТС в соответствии с Регламентом является выданное им предварительное решение, которое оформлено на специальном бланке, приведенном в Приложении № 2 к Регламенту. Срок действия решения остался прежним – 5 лет, если только оно не изменено, не отозвано или его действие не прекращено. Эти мероприятия, ограничивающие действие решения, достаточно подробно расписаны в Регламенте с указанием предельных сроков и обязательств ГУ ФТС уведомлять заявителя в письменном виде о принятом решении.
Долгожданное продление
Порадовало нововведение Регламента, позволяющее продлевать действие предварительного решения. Дело в том, что Положение № 920 не предусматривало такую возможность. И тем самым деятельность участников ВЭД прерывалась как минимум на 90 дней (срок принятия решения). Для обеспечения непрерывности действия предварительного решения, пятилетний срок которого в отношении конкретного товара истекает, ГУ ФТС будет принимать к рассмотрению запросы о продлении предварительного решения в отношении этого же товара. При этом запрос о продлении может быть подан не ранее чем за 90 дней до истечения срока действия ранее выданного, но не позднее чем за 30 дней истечения действия предварительного решения.
Удобными для использования станут блок-схемы (приложения к Регламенту), с помощью которых можно наглядно увидеть последовательность действий как самого заявителя, так и ГУ ФТС.
* * *
Анализ положений Регламента показал две его стороны. С одной – Регламент удобен с точки зрения аккумуляции необходимой информации, позволяющей ограничиться только этим документом, намереваясь обратиться в ГУ ФТС за госуслугой, с другой – возможность коррупционного расцвета при принятии решения о сокращении срока выдачи предварительного решения. Надеемся, что самосознательность чиновничьего аппарата не будет сломлена меркантильными интересами.