Торговцы алкоголем нередко сталкиваются с обвинениями в нарушении правил розничной торговли зеленым змием, которые установлены Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) и Правилами розничной продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (далее – Правила).
Как показывает арбитражная практика, решения налоговых органов, принятые по результатам выявленных нарушений, часто признаются судами правомерными.
Уставный капитал должен соответствовать
По результатам проверки по вопросу соблюдения правил реализации алкогольной продукции в Ставропольском крае налоговой инспекцией было принято решение о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. В обоснование налоговый орган сослался на положения Закона Ставропольского края от 11.10.2006 № 70-КЗ «О розничной продаже алкогольной продукции на территории Ставропольского края», согласно которому уставный капитал общества-продавца должен составлять 100 тыс. руб., в то время как уставный капитал общества на момент проверки был сформирован и оплачен в размере 10 тыс. руб.
По мнению общества, положение ч. 4 ст. 2 Закона № 70-КЗ ограничивает конкуренцию и свободу предпринимательской деятельности, поэтому не должно применяться.
Согласно ст. 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется на основании лицензии и при наличии оплаченного уставного капитала в размере, который может быть определен субъектом РФ, но не более 1 млн руб.
Для таких организаций минимальный уставный капитал установлен в размере 100 тыс. руб. (ст. 2 Закона № 70-КЗ). Что касается организаций, получивших лицензию до вступления данного Закона в силу, то им предоставлен трехмесячный срок для приведения уставного капитала в соответствие с новыми требованиями, который истек 04.03.2008 (п. 4 ст. 7 Закона № 70-КЗ).
Как было установлено судом, уставный капитал общества не был своевременно увеличен и, следовательно, общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции с нарушением действующих правил.
ФАС поддержал выводы суда.
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.07.2008 № Ф08-3766/2008)
Отсутствие ценников штрафуется
В ходе проверки налоговой инспекцией было установлено отсутствие в магазине ценников на алкогольную продукцию, что послужило привлечению общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции занял позицию налогового органа, сославшись на нарушение обществом п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 19.01.98 № 55. Данная норма устанавливает обязанность продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемый товар с указанием его наименования, сорта, цены за вес или единицу, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления.
Следовательно, общество, являясь продавцом алкогольной продукции, должно было оформить и разместить в своем магазине ценники к каждому виду реализуемой продукции.
Суд отклонил довод общества о том, что совершенное им правонарушение относится к разряду малозначительных, что влечет освобождение от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ). По его мнению, критерий малозначительности может применяться к правонарушениям при отсутствии существенной угрозы, которая влечет наступление материальных последствий или заключается в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению публично-правовых обязанностей (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Как отметил суд, отсутствие ценников на алкогольную продукцию свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к обязанностям по соблюдению законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Поэтому критерий малозначительности в рассматриваемом случае не применяется.
ФАС согласился с выводами суда первой инстанции.
(Постановление ФАС Уральского округа от 10.07.2008 № Ф09-4883/08-С1)
Документы должны быть в магазине
Налоговая инспекция провела проверку общества, занимающегося реализацией алкогольной продукции в принадлежащем ему магазине, по соблюдению положений Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». По результатам проверки оно было привлечено к административной ответственности за нарушение правил розничной торговли алкогольной продукцией (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ). В частности, в магазине на момент проверки отсутствовали товарно-транспортные накладные (ТТН) и копии справок к ним, сертификаты соответствия и удостоверения качества на водку, вино и коньяк.
Порядок осуществления розничной продажи алкогольной продукции регулируется Законом № 171-ФЗ и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ розничная торговля такой продукцией разрешается только при наличии сопроводительных документов, к которым относятся ТТН, копии справок к грузовой таможенной декларации импортируемой продукции и справок к ТТН на продукцию, производимую на территории РФ (ст. 10.2 Закона).
Как отметил суд, обязанность информировать покупателя о соответствии алкогольной продукции установленным требованиям путем предоставления товарно-сопроводительных документов, сертификата или декларации о соответствии возложена на продавца (п. 12 и 139 Правил). Следовательно, данные документы должны находиться непосредственно в магазине. В противном случае на общество (или должностное лицо) налагается административный штраф в размере, установленном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Поскольку оспариваемые документы в момент поверки в магазине отсутствовали, привлечение общества к ответственности законно.
ФАС согласился с выводами суда.
(Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2008 № Ф09-4817/08-С1)
Не забудь поставить печать
Общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции в торговом павильоне. В ходе проверки налоговой инспекцией было установлено нарушение обществом ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, заключающееся в том, что в ТТН и в разделах «Б» справок к ним отсутствовала печать организации-покупателя, формы и порядок заполнения которых утверждаются Госкомстатом РФ и Правительством РФ соответственно. В частности, форма справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и правила ее заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 и предусматривают обязательное проставление печати организации-покупателя.
Анализируя законодательство о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, суд занял позицию налоговиков, указав, что поставка или розничная продажа данной продукции допускается только при наличии у продавца сопроводительных документов, в частности ТТН и справок к ней (ст. 10.2, 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», ст. 139 Правил продажи отдельных видов товаров). При этом они должны быть оформлены надлежащим образом, иначе общество может быть привлечено к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ).
Поскольку отсутствие оттиска печати в оспариваемых документах свидетельствует о ненадлежащем оформлении, наложение на общество административного штрафа было признано судом правомерным.
ФАС согласился с выводами суда.
(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2008 № Ф03-А73/08-2/2427)