МАТРИЦА АНСОФФА
Достоинствами использования планирования по матрице Игоря Ансоффа являются наглядность и простота применения. Недостатки использования – односторонняя ориентация на рост и ограничения в разрезе двух характеристик (продукт – рынок).
-
Развитие рынка. Эта стратегия подразумевает увеличение доходов и прибыли за счет, например, мероприятий продвижения продукции, репозиционирования бренда и т.д. Но сам продукт не меняется, и не ищутся принципиально новые покупатели (сегменты, рыночные ниши).
-
Освоение нового продукта. Существующий продукт предлагается новым покупателям, выводится на новые рынки. Важно, что продукт остается таким же, но меняются целевая группа, целевой сегмент. Например, это может быть продвижение в новых регионах или экспорт в другие страны.
-
Развитие продукта. Предложение нового продукта существующим покупателям. Развивается инновационный продукт для замещения существующих предложений на рынке. Смысл в том, чтобы предложить лучший выбор имеющимся покупателям.
-
Диверсификация. В этом случае совершенно новый продукт предлагается новым потребителям. Выделяют два типа диверсификации – связанная и несвязанная. Связанная диверсификация подразумевает, что компания остается в отрасли. Несвязанная диверсификация подразумевает полное отсутствие у компании какого бы то ни было опыта.
МАТРИЦА АБЕЛЯ
Матрица Дерека Абеля фактически исправила недостатки модели, предложенной И. Ансоффом. Абель предложил определять область бизнеса в трех измерениях:
-
обслуживаемые группы покупателей;
-
потребности покупателей;
-
технология, используемая при разработке и производстве продукта.
Первым важнейшим критерием оценки по матрице Абеля является соответствие рассматриваемой отрасли общему направлению деятельности компании, с тем чтобы использовать синергетический эффект в технологии и маркетинге. Другими критериями выбора являются привлекательность отрасли и «сила» бизнеса (конкурентоспособность).