Принято считать, что именно клиент выбирает аудитора. На самом деле это не всегда так. Практика говорит о том, что в большинстве случаев заключение договора на аудит зависит от аудитора. Можно сказать, что профессионализм в аудите определяется не тем, сколько договоров заключил аудитор, а тем, от каких клиентов он отказался.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 утверждены 3 новых аудиторских Стандарта – № 32, 33, 34. В данной статье мы рассмотрим один из аспектов Стандарта № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях». Он определяет правила, по которым аудитор должен выбирать нового клиента, а также решать, продолжать ли ему сотрудничество со старым клиентом.
По мнению автора, Стандарт № 34 может быть интересен не только аудиторам, но и главным бухгалтерам организаций, стремящихся заключить с аудиторской фирмой договор либо желающих сохранить уже установившееся сотрудничество со своим аудитором.
Что такое аудиторские стандарты?
Аудиторские стандарты – набор общепринятых требований к работе аудиторов. Стандарты являются мерой качества исполнения работы аудитора. Они конечно же в первую очередь адресованы аудиторам.
В то же время представляется, что и главным бухгалтерам организаций, которые контактируют либо собираются контактировать с аудиторскими фирмами, знание аудиторских стандартов будет нелишним. Оно необходимо для того, чтобы сотрудничество с аудиторами принесло бухгалтерам максимальную пользу как в ходе аудиторских проверок, так и по их результатам.
Знание стандартов поможет главным бухгалтерам также понять, каков минимальный уровень исполнения и качества работы, который они могут ожидать от аудиторов.
Кто кого выбирает?
Если главный бухгалтер желает, чтобы его организация заключила договор на аудиторскую проверку с определенным аудитором, если бухгалтер не хочет, чтобы его организация оказалась среди клиентов, от сотрудничества с которыми этот конкретный аудитор отказывается, то, по мнению автора, такому бухгалтеру будет очень интересно ознакомиться в Стандарте № 34 с разделом «Принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества».
Из этого раздела главный бухгалтер узнает, что аудитор будет работать с его фирмой только в том случае, если аудитор положительно оценивает честность руководства данной организации (подп. «а» п. 23 Стандарта № 34).
При оценке честности руководства потенциального клиента аудиторская организация должна учитывать различные аспекты, перечисленные в п. 25 Стандарта № 34:
-
личность и деловую репутацию основных собственников потенциального клиента, его руководства, аффилированных лиц, представителей собственника;
-
характер хозяйственных операций клиента, включая его деловую практику;
-
информацию об отношении основных собственников потенциального клиента, его руководства, представителей собственника к контрольной среде или вопросу неадекватного толкования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
-
насколько неадекватно низким стремится клиент установить размер денежного вознаграждения аудиторской организации за проведение аудита или оказание сопутствующих аудиту услуг;
-
проявления ненадлежащего ограничения объема аудита;
-
признаки того, что клиент занимается легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или другой криминальной деятельностью;
-
причины назначения данной аудиторской организации и отказа от предшествующего аудитора.
Рассмотрим некоторые из этих аспектов подробно.
Отношение к контрольной среде
Контрольная среда – понятие, характеризующее общее отношение, осведомленность и практические действия руководства общества, направленные на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля в организации.
Одним из главнейших элементов, составляющих контрольную среду, является порядок подготовки бухгалтерской отчетности для пользователей. А одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 3 ст. 1 Закона РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Для выражения своего мнения аудитор должен получить достаточные надлежащие доказательства (п. 2 Правила (Стандарта) № 5 «Аудиторские доказательства»). Получить доказательства аудитор может, в частности, путем запроса (п. 19 Правила (Стандарта) № 5, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696). Поэтому аудитор может разослать письменные запросы дебиторам и кредиторам проверяемого клиента с целью подтверждения задолженности, числящейся в бухгалтерском учете клиента (п. 22, 23 Правила (Стандарта) № 5).
Если руководство клиента негативно относится к контрольной среде, в частности препятствуя аудитору в получении аудиторских доказательств, это может привести к тому, что аудитор откажется от продолжения сотрудничества с таким клиентом либо откажется от заключения нового договора на аудиторскую проверку.
Ситуация 1. Во время переговоров аудитор слышит от потенциального клиента: «Первоначально мы планировали заключить договор с «ПАК-Аудит», но в ходе предварительных переговоров аудитор поставил условие, что он обратится к нашим дебиторам и кредиторам с самыми значительными объемами долгов с просьбой подтвердить величины задолженностей. Как вы сами понимаете, для нас это неприемлемо. Поэтому мы и решили с «ПАК-Аудит» договор не заключать, а обратиться к вам».
Учитывая подп. «в» п. 25 Правила (Стандарта) № 34 следует ожидать, что аудитор откажется от заключения договора.
Размер денежного вознаграждения аудитора
Величина денежного вознаграждения аудитора не должна быть неадекватно низкой, т.е. намного меньше рыночной цены. Если цена будет слишком заниженной, то аудитор не сможет осуществить аудиторскую проверку с должным качеством.
К тому же, как указывает подп. «г» п. 25 Правила (Стандарта) № 34, это может привести к тому, что аудитор отрицательно оценит честность руководства потенциального клиента.
Ситуация 2. На переговорах потенциальный клиент говорит аудитору: «Мы прекрасно знаем, что рыночная цена годовой аудиторской проверки организации, схожей с нашей по активам, выручке и документообороту, составляет 600 000 руб. Но мы бы очень хотели, чтобы ваша аудиторская фирма провела у нас аудит за 100 тыс. руб.».
Учитывая подп. «г» п. 25 Правила (Стандарта) № 34, следует ожидать, что аудитор договор на аудиторскую проверку не подпишет.
Ограничение объема аудита
Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение об отчетности клиента, если имеется ограничение объема работы аудитора и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности (п. 34 Правила (Стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»).
Поэтому проявление ненадлежащего ограничения объема аудита может привести к отказу со стороны аудитора к принятию на обслуживание нового клиента либо к прекращению сотрудничества со старым.
Ситуация 3. Во время переговоров клиент произносит фразу: «Мы вам представим все необходимые для проверки документы, только у нас одно условие – ваш аудитор не должен заходить в цех вспомогательного производства».
На основании подп. «д» п. 25 Правила (Стандарта) № 34 аудитор должен отказаться от заключения договора.
Признаки легализации (отмывания) доходов
Россия с 2001 г. на законодательном уровне вступила в борьбу с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма. В частности, был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Этот Закон предоставляет государству правовые и организационные возможности для предупреждения операций с денежными средствами или иным имуществом, добытым преступным путем. В соответствии с этим Законом легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ (ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
В силу подп. «е» п. 25 Стандарта № 34, если аудитор придет к заключению, что клиент занимается легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или другой криминальной деятельностью, аудитор должен прекратить сотрудничество с клиентом.
Ситуация 4. Аудиторская фирма заключила договор на годовую аудиторскую проверку с гостиницей. В соответствии с этим договором проверка осуществляется в 2 этапа. Первый этап в сентябре – проверка первого полугодия. Второй этап в феврале следующего года – проверка второго полугодия.
При проведении проверки первого полугодия аудитор ежедневно фиксировал численность лиц, проживающих в гостинице, а также посещающих ресторан гостиницы в сентябре. Эта численность оказалось небольшой. Большинство номеров простаивало. Аудитор в течение дня питался в ресторане гостиницы и мог убедиться, что зал в ресторане в основном пустовал.
На втором этапе, при проверке второго полугодия, аудитор обнаружил, что гостиница в своих первичных документах показала значительный доход от проживания клиентов и от ресторана.
Учитывая вышеперечисленные факты и руководствуясь подп. «е» п. 2 Стандарта № 34, аудитор должен отказаться от продолжения сотрудничества с таким клиентом.
Причины прекращения сотрудничества с предшествующим аудитором
Если величина материально-производственных запасов или другого имущества признается аудитором существенной, то он обязан лично присутствовать при их инвентаризации (п. 2 Правил (Стандарта) № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»). Препятствование в принятии участия в инвентаризации является ограничением объема аудита (п. 40 Правила (Стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»).
Аудитор должен выяснить причину, по которой клиент прекратил сотрудничество с предшествующим аудитором. Если эта причина вызвана, например, желанием клиента ограничить объем аудита, то следует учитывать, что подп. «ж» п. 2 Правила (Стандарта) № 34 предписывает аудитору в данном случае принять решение о незаключении договора.
Ситуация 5. В ходе переговоров имеет место такой диалог:
– Почему вы отказались от сотрудничества с вашим предшествующим аудитором?
– Да, действительно, два прошлых года нашим аудитором была фирма «Сигма-Аудит-Плюс». Но вы себе представить не можете, сколько усилий каждый год нам приходилось предпринимать, чтобы отговаривать их от участия в инвентаризации наших активов!