Главное экономическое ведомство представило 2 варианта развития нашей страны до 2011 года. Оба варианта предполагают снижение темпов роста экономики и доходов населения. Вместе с тем, по оценке независимых экспертов, существуют реальные возможности ускорить наш экономический рост.
По установившейся традиции свои прогнозные расчеты аналитики главного экономического ведомства начинают с определения объемов добычи нефти. В текущем году она предполагается в объеме 503 млн т (102,2% к уровню прошлого года).
В результате влияния дополнительных налоговых новаций в ближайшие 3 года вполне возможно наращивание вклада в добычу новых нефтегазовых провинций (Восточной Сибири и Республики Саха).
Сотрудники МЭР также надеются на сглаживание падающей динамики добычи в западно-сибирской нефтяной провинции за счет совершенствования ее организации и перехода на меньшие, более сложные в освоении объекты.
Нефтяной фонтан может забить в российском секторе Каспийского моря. Кроме того, учитывается возможность соединения трубопроводной системы «Транснефти» с трассой Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и расширения ее пропускной способности.
В целом же к 2011 г. добыча достигнет уровня 518 млн т (100,8 % к 2010 г.). Однако это увеличение будет «смазано» падением средней цены нефти Urals: ее динамика предполагает умеренное снижение со 112 долл. за баррель в нынешнем году до 88 долл. через 3 года.
Грустная картина
Рост валового внутреннего продукта также заскользит вниз: его темпы сократятся с 8,1% в прошлом году до 7,8% в текущем, и затем предполагается постепенное снижение прироста основного экономического показателя до 6,2% в 2011 г.
Столь же печальная (а местами еще более грустная) судьба ожидает, по мнению экспертов МЭР, почти все важнейшие социально-экономические параметры.
Индекс промпроизводства, прогнозируемый по итогам нынешнего года на уровне 105,2%, после кратковременного всплеска до 106% в 2009 г. опять опустится к концу планового периода до 105,2%.
Парадное шествие инвестиций в основной капитал, индекс которых составлял в прошлом году 121%, закончится снижением их роста в 2 раза в 2011 г. – до 110,2%.
Почти такая же негативная динамика предстоит реальной заработной плате, которая еще в прошлом году радовала многих из нас ростом в 117,2% по сравнению с 2006 г. Через 3 года этот показатель будет равняться лишь 109,7%.
Вслед за реальной заработной платой начнет снижаться рост потребительского рынка, правда, в 2 раза меньшими темпами: со 114,8% в 2008 г. до 109,5% к концу планового периода. Видимо, аналитики экономического ведомства отдают себе отчет, что россияне живут не на одну зарплату.
Счастливым исключением станет отечественное сельское хозяйство. Рост его объемов, прогнозируемый на уровне 103,8% в текущем году, в 2011 г. будет равняться 104,1% (то есть одна десятая процента на год).
Если поднажать чуть-чуть
Вполне закономерно возникает вопрос: существует ли возможность увеличить параметры роста важнейших социально-экономических показателей к 2011 г.?
Минэкономразвития уповает на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов. Положение могут также улучшить устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики.
А увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер способны, по оценке МЭР, повлиять на качество роста и разворот российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития.
Определенный вклад в ускорение экономического роста может внести таможенно-тарифная политика, активизацию которой предполагают эксперты Минэкономразвития в прогнозируемом периоде.
Она должна стимулировать развитие производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на нашу территорию («импорт производств вместо импорта товаров»).
Решению этих задач будет способствовать дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные – на готовые изделия).
Независимые же аналитики видят главные возможности ускорения развития отечественной экономики в новых подходах к совершенствованию налоговой системы. Дело в том, что разработка прогноза до 2011 г. проводилась МЭР на основе сложившейся к настоящему времени налоговой системы.
В документе учтены важнейшие изменения в соответствии с существующими основными направлениями налоговой политики, нацеленные на ускорение технологического обновления, стимулирование частных расходов на образование и здравоохранение и улучшение условий для нефтедобычи.
Кроме того, предусматривается изменение ставки НДПИ для нефтедобычи, что высвободит добавочные ресурсы для нефтяных компаний.
Однако прогноз МЭР на 2009–2011 гг. разработан в условиях действующей ставки НДС, от снижения которой будут зависеть темпы роста обрабатывающей промышленности, а по сути, и реальность перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
Справедливости ради нужно отметить, что вариант развития экономики в условиях снижения базовой ставки НДС до уровня 12% с 2010 г. с одновременной ликвидацией пониженной ставки НДС и компенсирующим повышением размеров ставок акцизов рассмотрен в обосновывающих материалах к Концепции долгосрочного социально-экономического развития (на период до 2020 г.).
Наконец, существует еще один фактор, который, по мнению независимых аналитиков, может повлиять на ускорение темпов роста российской экономики в прогнозном периоде. Эксперты нашего главного экономического ведомства исходили из предположения, что она будет развиваться в условиях замедления темпов роста мировой экономики.
После периода активного роста глобальной экономики в период 2004–2007 гг., когда среднегодовой темп составлял около 5%, эксперты ожидают менее динамичное развитие – порядка 4% в среднем на ближайшую трехлетку.
Основным тормозом для движения вперед мировой экономики, по оценке МЭР, будет существенное замедление темпов экономического роста в США. Однако структура глобальной экономики за последние годы существенно изменилась, доля развивающихся сейчас стран превысила 50%. Поэтому и спрос на энергетические ресурсы со стороны новых локомотивов глобального экономического роста может поддержать, к нашей радости, рынок углеводородов.
Во всяком случае основания для более оптимистичного прогноза у нас есть, причем часть из них, особенно совершенствование налогообложения, зависит от нас самих. Так что главный ключ к решению проблемы ускорения экономического роста находится сегодня в руках российского руководства.
Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты РФ:
– Бизнес беспокоит, что экономический блок Правительства уже традиционно считает, что темпы роста ВВП будут падать, так как мы переходим на инновационные рельсы. Валовой продукт должен расти высокими темпами, причем его рост должен сопровождаться переходом на инновационные рельсы. Это наглядно показывает опыт ряда стран, в частности Китая.
Из прогноза социально-экономического развития РФ на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг., подготовленного МЭР РФ
Растущие экспортные цены на сырьевые товары остаются основной причиной высоких темпов роста российского экспорта и экономики в целом. За первые 6 месяцев экспорт товаров увеличился, по оценке Банка России, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 54,4% и составил 240 млрд долл. Рост экспорта в целом определялся прежде всего ростом цен на нефть в 1,7 раза (при сокращении физических объемов экспорта нефти на 6,2%), а также существенным увеличением стоимостных объемов нефтепродуктов и природного газа в 1,7 раза, как за счет роста цен, так и за счет увеличения поставок. В январе – июне 2008 г. цена на нефть марки Urals cоставила 105,3 долл. за баррель.
Импорт товаров в январе – июне 2008 г. составил, по оценке Банка России, 135,2 млрд долл. В долларах импорт в первом полугодии 2008 г. стоил более чем на 15% дороже, чем год назад. Физические темпы роста импорта в 2008 г., наоборот, начали замедляться. В первом полугодии, несмотря на высокий рост внутреннего спроса, реальный рост импорта снизился до 23%, тогда как в 2007 г. рост составлял 26%.