Тенденции спроса на рынке бизнес-образования в регионах России

| статьи | печать

Результаты исследования, проведенного компанией Begin Group, свидетельствуют о росте спроса на бизнес-образование в регионах России.

В исследовании приняли участие 15 бизнес-школ Москвы, предлагающих модульные программы MBA, а также 18 региональных в Екатеринбурге, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Иркутске, Казане, Калининграде, Новосибирске, Самаре, Сургуте, Тольятти, Томске и Ульяновске.

Наиболее широко бизнес-образование представлено в Екатеринбурге, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Перми и Саратове – городах с активной бизнес-средой и крупных сырьевых центрах. Там действует несколько бизнес-школ. Первые из них были открыты еще десять лет назад. Большое количество программ появилось в 2005 году, и эта тенденция развивается.

Если в Москве чаще всего слушателям предлагается специализированное обучение в области финансов, маркетинга, управления человеческими ресурсами, информационных технологий, то региональный рынок МВА менее дифференцирован. Там в основном преподается общий и стратегический менеджмент. Исключение составляют бизнес-школы в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, в которых можно подобрать нужный курс. Однако жители регионов чаще отдают предпочтение московским модульным программам МВА.

Среди всех слушателей столичных бизнес-школ около четверти из регионов России и стран СНГ (Украины, Казахстана и Белоруссии). Больше всего в Москве обучаются топ-менеджеры различных предприятий Екатеринбурга, Владивостока и Казани, чуть меньше – Челябинска, Тюмени, Самары, Перми, Новосибирска, Красноярска, Краснодара.

В каждой второй бизнес-школе (как в Москве, так и в других городах) учится примерно равное количество индивидуальных и корпоративных клиентов. В последнем случае за обучение сотрудников, как правило, компания платит полностью.

 

К СВЕДЕНИЮ

Самая высокая стоимость обучения в Екатеринбурге, Сургуте, Перми, Самаре – 9200 долл. и более.

Наиболее доступная – в Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Тольятти – до 6000 дол.

В Москве цена большей части программ (74%) составляет более 10 000 дол.

Источник: Begin Group

 

В остальных бизнес-школах Москвы преобладают индивидуальные клиенты. Корпоративное обучение проводят в Екатеринбурге, Сургуте, Калининграде, Томске, Перми.

Корпоративных клиентов больше в городах, где действуют мощные градообразующие промышленные предприятия. При этом их сотрудники чаще учатся в местных бизнес-школах. Пять из числа региональных школ адаптируют программу под требования заказчиков. Некоторые бизнес-школы организуют с этой целью выездное обучение.

Большинство школ в регионах предлагают абитуриентам профессиональную переподготовку по специальностям «Общий и стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Управление персоналом», «Маркетинг» «Бухгалтерский учет».

l Финансы, бухучет и аудит наиболее востребованы и среди топ-менеджеров (16,39%), желающих повысить свой образовательный уровень (см. табл.).

l Вторую позицию в рейтинге занимает обучение в области маркетинга (13,66%), далее следуют логистика и управление персоналом (8,74 и 8,47%).

l Наименьшим спросом пользуются экономика (4,64%) и торговля (3,28%).

Столь низкий спрос на обучение в области экономики можно отчасти объяснить тем, что и самих «чистых» экономистов не много. В основном экономические подразделения сохранились еще с доперестроечных времен на крупных производственных и промышленных предприятиях. Средний и малый бизнес зачастую пытается решать экономические задачи через управление финансами или даже бухгалтерскую отчетность. Но это далеко не всегда получается. Можно предположить, что спрос на повышение квалификации в области экономики со стороны не только финансовых работников, но и производственно-коммерческих служб будет расти.

 

Влияет ли МВА на развитие карьеры (%)?

  • 43,55 – нет, для моей компании это не так;
  • 22,58 – да, для компании, где я работаю, этот фактор имеет значение;
  • 20,16 – нет, не влияет;
  • 13,71 – не знаю.

 

А коммерсантам, особенно в регионах, учиться некогда, работать надо. Те, кто заинтересован в обучении торговле (3,28%), свой интерес в новых знаниях и в приобретении новых навыков удовлетворяют благодаря обучению отдельным модульным программам. Среди них – маркетинг (21,88%), управление сбытом и организация сетей (18,75%), логистика (15,62%), специфика рекламы торгового бизнеса, оценка и аттестация торгового персонала, психологические основы успешных продаж – по 9,38% и др.

Из числа опрошенных топ-менеджеров, которые хотят получить диплом МВА, но не имеют возможности оставить работу на год или два, только около 24% считают, что хорошее образование можно получить и в России. Большинство отдают предпочтение обучению за рубежом. Так, 34,95% готовы поехать в Европу, 19,83% – в США, 10,84% – в страны Азии. И только для 5%, желающих иметь диплом МВА, место обучения не является определяющим.

 

Таблица

Популярные сферы бизнес-образования (%):

  • финансы, бухучет, аудит – 16,39;
  • маркетинг – 13,66;
  • логистика – 8,74;
  • управление людскими ресурсами – 8,47;
  • сервис (гостиничный, ресторанный, туристический) – 7,92;
  • электронная коммерция – 7,1;
  • международный менеджмент, ВЭД – 6,01;
  • общий менеджмент – 6,01;
  • стратегический менеджмент – 5,46;
  • менеджмент информационных технологий – 4,64;
  • экономика – 4,64;
  • торговля (коммерция) – 3,28;
  • другое – 7,65.

 

Интерес к зарубежному образованию отчасти можно объяснить тем, что мотивацией к обучению служат возможность расширить контакты с представителями бизнес-структур (25,26%) и тщеславие – получение престижного диплома.

Но большинство топ-менеджеров руководствуются желанием и необходимостью сформировать управленческое мировоззрение (41,05%) и освоить современные технологии управления (20%). Этот фактор свидетельствует о необходимости развития качественного бизнес-образования.