Результаты исследования, проведенного компанией Begin Group, свидетельствуют о росте спроса на бизнес-образование в регионах России.
В исследовании приняли участие 15 бизнес-школ Москвы, предлагающих модульные программы MBA, а также 18 региональных в Екатеринбурге, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Иркутске, Казане, Калининграде, Новосибирске, Самаре, Сургуте, Тольятти, Томске и Ульяновске.
Наиболее широко бизнес-образование представлено в Екатеринбурге, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Перми и Саратове – городах с активной бизнес-средой и крупных сырьевых центрах. Там действует несколько бизнес-школ. Первые из них были открыты еще десять лет назад. Большое количество программ появилось в 2005 году, и эта тенденция развивается.
Если в Москве чаще всего слушателям предлагается специализированное обучение в области финансов, маркетинга, управления человеческими ресурсами, информационных технологий, то региональный рынок МВА менее дифференцирован. Там в основном преподается общий и стратегический менеджмент. Исключение составляют бизнес-школы в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, в которых можно подобрать нужный курс. Однако жители регионов чаще отдают предпочтение московским модульным программам МВА.
Среди всех слушателей столичных бизнес-школ около четверти из регионов России и стран СНГ (Украины, Казахстана и Белоруссии). Больше всего в Москве обучаются топ-менеджеры различных предприятий Екатеринбурга, Владивостока и Казани, чуть меньше – Челябинска, Тюмени, Самары, Перми, Новосибирска, Красноярска, Краснодара.
В каждой второй бизнес-школе (как в Москве, так и в других городах) учится примерно равное количество индивидуальных и корпоративных клиентов. В последнем случае за обучение сотрудников, как правило, компания платит полностью.
К СВЕДЕНИЮ
Самая высокая стоимость обучения в Екатеринбурге, Сургуте, Перми, Самаре – 9200 долл. и более.
Наиболее доступная – в Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Тольятти – до 6000 дол.
В Москве цена большей части программ (74%) составляет более 10 000 дол.
Источник: Begin Group
В остальных бизнес-школах Москвы преобладают индивидуальные клиенты. Корпоративное обучение проводят в Екатеринбурге, Сургуте, Калининграде, Томске, Перми.
Корпоративных клиентов больше в городах, где действуют мощные градообразующие промышленные предприятия. При этом их сотрудники чаще учатся в местных бизнес-школах. Пять из числа региональных школ адаптируют программу под требования заказчиков. Некоторые бизнес-школы организуют с этой целью выездное обучение.
Большинство школ в регионах предлагают абитуриентам профессиональную переподготовку по специальностям «Общий и стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Управление персоналом», «Маркетинг» «Бухгалтерский учет».
l Финансы, бухучет и аудит наиболее востребованы и среди топ-менеджеров (16,39%), желающих повысить свой образовательный уровень (см. табл.).
l Вторую позицию в рейтинге занимает обучение в области маркетинга (13,66%), далее следуют логистика и управление персоналом (8,74 и 8,47%).
l Наименьшим спросом пользуются экономика (4,64%) и торговля (3,28%).
Столь низкий спрос на обучение в области экономики можно отчасти объяснить тем, что и самих «чистых» экономистов не много. В основном экономические подразделения сохранились еще с доперестроечных времен на крупных производственных и промышленных предприятиях. Средний и малый бизнес зачастую пытается решать экономические задачи через управление финансами или даже бухгалтерскую отчетность. Но это далеко не всегда получается. Можно предположить, что спрос на повышение квалификации в области экономики со стороны не только финансовых работников, но и производственно-коммерческих служб будет расти.
Влияет ли МВА на развитие карьеры (%)?
-
43,55 – нет, для моей компании это не так;
-
22,58 – да, для компании, где я работаю, этот фактор имеет значение;
-
20,16 – нет, не влияет;
-
13,71 – не знаю.
А коммерсантам, особенно в регионах, учиться некогда, работать надо. Те, кто заинтересован в обучении торговле (3,28%), свой интерес в новых знаниях и в приобретении новых навыков удовлетворяют благодаря обучению отдельным модульным программам. Среди них – маркетинг (21,88%), управление сбытом и организация сетей (18,75%), логистика (15,62%), специфика рекламы торгового бизнеса, оценка и аттестация торгового персонала, психологические основы успешных продаж – по 9,38% и др.
Из числа опрошенных топ-менеджеров, которые хотят получить диплом МВА, но не имеют возможности оставить работу на год или два, только около 24% считают, что хорошее образование можно получить и в России. Большинство отдают предпочтение обучению за рубежом. Так, 34,95% готовы поехать в Европу, 19,83% – в США, 10,84% – в страны Азии. И только для 5%, желающих иметь диплом МВА, место обучения не является определяющим.
Таблица
Популярные сферы бизнес-образования (%):
-
финансы, бухучет, аудит – 16,39;
-
маркетинг – 13,66;
-
логистика – 8,74;
-
управление людскими ресурсами – 8,47;
-
сервис (гостиничный, ресторанный, туристический) – 7,92;
-
электронная коммерция – 7,1;
-
международный менеджмент, ВЭД – 6,01;
-
общий менеджмент – 6,01;
-
стратегический менеджмент – 5,46;
-
менеджмент информационных технологий – 4,64;
-
экономика – 4,64;
-
торговля (коммерция) – 3,28;
-
другое – 7,65.
Интерес к зарубежному образованию отчасти можно объяснить тем, что мотивацией к обучению служат возможность расширить контакты с представителями бизнес-структур (25,26%) и тщеславие – получение престижного диплома.
Но большинство топ-менеджеров руководствуются желанием и необходимостью сформировать управленческое мировоззрение (41,05%) и освоить современные технологии управления (20%). Этот фактор свидетельствует о необходимости развития качественного бизнес-образования.