Очень часто для организации и обеспечения доставки товара покупателю поставщики пользуются услугами третьих лиц. Передача товара «чужому» несет определенные риски. Кто будет крайним в случае возникновения нештатной ситуации?
Согласно положениям ст. 510 ГК РФ, если в договоре поставки товара стороны не определили вид транспорта и условия доставки, это право принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
При этом поставщик может пойти двумя наиболее распространенными путями:
l заключить напрямую договор перевозки с конкретным перевозчиком;
l обратиться в транспортно-экспедиционную организацию и поручить доставку груза, заключив договор транспортной экспедиции.
Но в любом случае наступает момент передачи товара от поставщика к перевозчику (экспедитору), и, как следствие, возникают вопросы разграничения ответственности за переданный товар.
В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК РФ, а также п. 5 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) перевозчик отвечает за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до выдачи его грузополучателю (управомоченному им лицу). При этом перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам.
Ущерб возмещается перевозчиком следующим образом:
-
если груз утрачен (поврежден) – в размере его стоимости;
-
если груз поврежден – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;
-
если груз сдан к перевозке с объявлением его ценности – в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
При этом перевозчик, если его вина будет доказана, должен будет не только возместить ущерб, но и возвратить грузоотправителю (грузополучателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, в случае невклю-чения провозной платы в стоимость груза.
Но это все теория. А теперь посмотрим, как на практике распределяются риски ответственности между перевозчиком и грузоотправителем за утрату (повреждение) груза. Ведь перевозчик может доказать свою невиновность. И тогда весь груз ответственности ляжет на грузоотправителя.