Карты, деньги, два пути

Более половины всех эмитированных банковских карт в стране оказались «спящими»
| статьи | печать

В целом российский рынок уже перенасыщен банковским пластиком. При этом половина эмитированных платежных карт просто не используется. В то же время качественные характеристики многих уже работающих пластиковых продуктов пока оставляют желать лучшего.

На повестке дня вопрос о переходе от экстенсивного пути развития данного вида бизнеса к интенсивному.

 

Почти догоняем Германию...

Очень скоро на каждого гражданина России, от грудного младенца до пенсионера, будет приходиться по одной банковской карточке. Уже сегодня в стране эмитировано 111,5 млн различных платежных карт. Для сравнения: в начале 2008 г. данный показатель не превышал 104 млн, а к началу 2007 г. было выпущено всего 74,8 млн карточек. Подобные данные привел на состоявшейся недавно III международной конференции «Банковские карты – эффективный бизнес» начальник управления развития розничных платежей Банка России Вадим Кузнецов.

По его словам, на сегодняшний день объем операций по банковским картам превышает 6,2 трлн руб. Банковский пластик международных и российских платежных систем эмитируют 709 банков, то есть более половины всех кредитных учреждений страны. Между прочим, «по валу», т.е. по числу карт на душу населения (0,8 карты), мы вплотную приближаемся к таким странам, как Германия и Франция (1,2 и 1,3 карты на человека соответственно).

В настоящее время более 80% российского рынка платежных карт по количеству и объему операций, равно как и по клиентской базе, занимают карты международных платежных систем Visa, MasterCard (см. табл.).

Ориентированность российского рынка на выпуск и обслуживание карт международных платежных систем ответственные лица Центробанка объясняют следующими причинами:

– Более развитой инфраструктурой приема платежных карт международных платежных систем как на территории нашей страны, так и за ее пределами. В России карты платежных систем Visa и MasterCard принимают к обслуживанию почти все банкоматы, пункты выдачи наличных и электронные устройства (удельный вес в общем количестве составляет около 90%).

– Развитие отечественных платежных систем сдерживают отсутствие совместимых программно-технических средств, различие в технологии обработки операций. Действительно, сегодня на территории России существует более 40 одноэмитентных платежных систем, функционирование которых базируется на различных технологических платформах.

Вместе с тем, несмотря на ориентированность кредитных организаций на выпуск карт международных платежных систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Российской Федерации. В этой связи актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт.

Кстати, не так давно «ЭЖ» уже писала о возможности создания подобной системы на базе ОРПС.

 

...но снижаем темпы

В то же время уже сегодня можно уверенно говорить о том, что экстенсивный путь развития банковского пластика постепенно заканчивается. О снижении темпов роста этого сегмента банковского бизнеса свидетельствует следующая статистика. В 2005 г. рост численности платежных карт превысил 50%, в прошлом, 2007 г., он оказался чуть выше 36%, а по итогам первого полугодия 2008 г. данный показатель составил всего 8%. По самым оптимистичным прогнозам экспертов, прирост валового объема эмиссии банковских карт по итогам всего 2008 г. не превысит 12%.

Ошеломляющий рост эмиссии, наблюдаемый в прошедшие годы, стал возможен благодаря агрессивному (иначе не скажешь) внедрению так называемых зарплатных расчетных проектов.

Неудивительно, что доля расчетных (дебетовых) карт в общем объеме эмиссии составляет 91%. Подобная «расстановка сил» дает основания некоторым экспертам рынка предположить, что наиболее перспективным сегментом карточного бизнеса в России в ближайшее время может стать выпуск кредитных карт. Некоторые всерьез говорят о предстоящем «буме кредиток».

Позволим себе усомниться в подобных доводах. Вполне возможно, что доля кредиток в общем объеме выпуска будет постепенно и ненамного увеличиваться. Тем не менее, с учетом повышения ставок и ухудшения условий кредитования, слабо верится, что данные продукты будут востребованы рынком. Скорее всего они сразу же попадут в категорию так называемых «спящих карт».

В то же время до сих пор на российском рынке довольно скромно представлены «доходные карты» (по которым начисляется процентный доход, сопоставимый с доходом по банковским депозитам). Подобные «проекты» довольно популярны среди населения, однако сами российские банки пока слабо заинтересованы в их продвижении.

 

Спят усталые игрушки

По данным Банка России, по состоянию на середину 2008 г. более половины всех эмитированных банковских карт в стране оказались «спящими». К такой категории регулятор относит карты, по которым в отчетный квартал не было проведено ни одной операции.

Между тем у российских платежных систем самый высокий процент активных карт – 60

—70%. Для сравнения: у системы Visa, по данным ЦБ, чуть более 55%, а у MasterCard активно всего 33,4%.

Подобное соотношение объясняется довольно просто. Дело в том, что российские операторы активно продвигают именно зарплатные проекты. По понятным причинам «спящих» среди зарплатных карт относительно немного. Если только, к примеру, работник не увольняется с предприятия задолго до окончания срока действия карты.

В то же время именно карты международных систем являются чемпионами по почтовой рассылке. Известно, что лидеры агрессивной рассылки кредитов по почте, такие как «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и «Русский Стандарт», используют карты системы MasterCard. Подобные карты большинство клиентов даже не активируют. По данным регулятора, более 75% «почтовых» кредитов относится к такой категории.

Кроме того, очень часто банки используют рекламный ход для увеличения эмиссии – клиенту выпускается Visa и в подарок – MasterСard или наоборот. В этом случае вероятность того, что вторая карта будет активирована, также крайне мала.

Карты международных платежных систем некоторые банки (их не так уж и мало. – Ред.) вообще выдают бесплатно. Между тем, как показывает опыт, мотивация к использованию «покупных» карт у клиента гораздо выше, чем у владельца подарочных карт. К тому же качественные характеристики подобных подарков, как правило, оставляют желать лучшего.

Во всех вышеперечисленных случаях речь идет уже даже не о «спящих», а о «мертвых» картах. К последним, помимо всего прочего, относится коллекционный банковский пластик, хотя сама по себе пластиковая карта вообще-то является собственностью банка-эмитента. Однако возвращать эту «сувенирную продукцию» в банк не намерена ни одна из сторон.

 

СПРАВКА «ЭЖ»

В среднем собственно платежная карта обходится банку в 20—40 центов, в зависимости от размера заказа и «авторитета» платежной системы. Таким образом, нетрудно посчитать, что общий объем рынка «спящих», и в том числе и «мертвых», карт в России составляет сегодня порядка 20 млн долл.