При выборе программы MBA нужно исходить из того, в какой сфере придется применять полученные знания. Выбор же формы обучения зависит от образа жизни, графика работы и месторасположения бизнес-школы.
Получение качественного бизнес-образования – один из возможных путей развития карьеры. При выборе школы и специализации необходимо определиться и с формой обучения. Их существует 5, отличающихся длительностью, частотой занятий, принципом набора групп и т.д.
Дневное обучение
Очная форма занимает большую часть рабочего дня, требует отрыва от работы и, как кажется некоторым, перерыва в карьере. Ее продолжительность 1—2 года, а в неделю на занятия уходит не менее 30 часов. Исключение составляет летняя практика. В одних школах можно вернуться к работе, в других – студенты стажируются за границей.
В большинстве западных школ обучение предполагает проживание в кампусе. Это здание или комплекс, где имеется все необходимое и для проведения занятий. В России же он чаще всего отсутствует, что повышает стоимость дневного образования для региональных менеджеров.
Главное преимущество очной формы заключается в том, что это самый эффективный курс бизнес-образования. Но подходит он далеко не всем. Мало кто из бизнесменов готов уйти в столь длительный учебный отпуск.
На Западе перерыв в работе ради образования вполне обоснован. Там MBA – обязательная ступень подготовки менеджеров. В России же это дело добровольное. Более того, наличие диплома MBA пока еще производит должное впечатление не на всех российских работодателей.
Вечернее обучение
Данная форма наиболее распространена и любима у нас. Диплом MBA можно получить, посещая занятия вечером после работы. При этом студенты могут параллельно использовать новые знания на практике.
Но есть у такой формы и минусы. Так как обучение проходит после работы, то это сказывается на качестве образования. Студенты учатся вполсилы, практически не остается времени на выполнение домашних заданий.
Как ни старайся, но вечерняя форма не может быть столь же интенсивной, как и дневная. Да и продолжительность обучения на ней больше.
Модульное обучение
Альтернативой вечернему обучению служит модульная форма. Это 3—7-дневные сессии, проводимые приблизительно раз в 2 месяца. Между модулями студенты занимаются самостоятельно по предоставляемым школой материалам. Многие предприятия используют эту форму для корпоративного обучения своих сотрудников.
Модульное обучение особенно подходит региональным менеджерам. Оно позволяет увеличить интенсивность обучения не в ущерб работе. К тому же можно сэкономить время, силы, деньги, которые ежедневно тратятся на транспорт при вечерней форме.
Основной недостаток – ограничение времени работы в группе и, как следствие, продолжительности общения. А ведь дискуссии, обмен опытом, установление контактов и деловых связей – одно из самых важных достоинств хорошей бизнес-школы.
Дистанционное обучение
Такое обучение предполагает наименьшее из всех имеющихся форм количество очных лекций. Но оно привлекает наиболее занятых людей, чаще всего руководителей региональных компаний, которые не имеют возможности оставить свое рабочее место.
Кроме того, такую программу можно разбить на последовательные этапы и выгодно спланировать график совмещения работы и учебы. При дистанционной форме важны личные качества студента. Не имея желания и упорства, вряд ли можно добиться результатов, подобных тем, которые дает дневное обучение.
Но все же такая форма не исключает и очных занятий. Ведь без обмена опытом эффект MBA будет не полным.
Executive MBA (EMBA)
Четкого определения данной формы обучения пока нет. Она характеризуется не графиком занятий и не организацией учебы. Эта программа подразумевает иную форму подачи материала. Она рассчитана на руководителей высшего звена, которым необходимо иметь сбалансированные знания во всех сферах бизнеса.
Принцип преподавания EMBA опирается на опыт учащихся. Особое внимание уделяется стратегическому, а не оперативному управлению. Для такой программы важно, чтобы все участники имели примерно одинаковый опыт работы и уровень знаний.
Все предлагаемые сегодня на рынке бизнес-образования программы имеют свои минусы и плюсы. Чему отдать предпочтение, зависит от конкретного человека, его амбиций и возможностей, поставленных целей.
На одной и той же форме обучения двое студентов могут получить различные знания. А может случиться и так, что уровень подготовки очника будет гораздо ниже, чем у человека, прошедшего дистанционный курс.
Перед тем как поступать на MBA, необходимо заранее определить, какого рода знания хочется получить, где их применять и какого эффекта при этом достичь. Именно при такой детализации своих целей, а также при правильном подходе к выбору формы и программы обучения человек сможет извлечь из бизнес-образования максимальную выгоду.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Без отрыва от работы
Петр Веревченко, генеральный директор ЗАО «Дефайнум»:
– При поступлении на MBA я выбрал вечернюю форму обучения, так как на тот момент она представлялась мне единственно приемлемой для полноценного бизнес-образования без отрыва от работы. В программе также присутствовали недельные модули в зарубежных высших учебных заведениях.
Учеба с учетом времени на транспорт отнимает более 21 часа в неделю. Бюджет вместо 180 тыс. руб. без НДС в семестр (или 360 тыс. руб. в год, билеты и гостиница в 2 модульных поездках за рубеж предполагали затраты в сумме около 450 тыс. руб. в год, не считая клубных поездок) составил около 625 тыс. руб.
Чтобы получить маржинальную прибыль, необходимую для оплаты обучения, эту сумму следует умножать на 1,5—1,8. Еще стоимость своего времени, которое приходится отрывать от бизнеса. А это более 1100 часов. Таким образом, реальная стоимость образования возрастает многократно.
С учетом опыта участия в других образовательных программах могу отметить более чем положительное впечатление от большинства своих преподавателей.
Но все же предпочел бы отдельные интенсивные тренинги – 2 полных дня по 10 часов с интервалом по 2 недели. К сожалению, значительная часть программы была мне хорошо знакома из более чем 14-летней практики бизнеса.
Качество бизнес-образования зависит не только от его формы и содержания, но и от состава преподавателей и слушателей, от взаимного желания учить, познавать, поддерживать друг друга, творчески реализовываться.
Высокая степень подготовки
Ольга Рысева, директор по персоналу ОАО «Кольчугинский завод «Электрокабель»:
– Завод регулярно направляет топ-менеджмент в бизнес-школу для получения новых специальных знаний в области корпоративных отношений, укрупнения бизнеса, слияний и поглощений, внедрения более совершенных систем управления финансовыми потоками, изучения практических аспектов применения российского законодательства. Годы сотрудничества с бизнес-школой (с 2001 г.) показали высокую степень подготовки специалистов.
Преимущественными формами обучения персонала являются очно-заочная и дистанционная. Они позволяют получать необходимые знания и навыки без длительного отрыва от производства и оперативно внедрять их на практике. За обучение, как правило, платит предприятие.
Наш опыт показывает, что сотрудники, получившие бизнес-образование, мыслят более масштабно, видят проблемы не только текущего момента, но и в перспективе, более полно реализуют свой потенциал, проявляют больше инициативы, ищут нестандартные пути решения задач.
Бесспорно, мы намерены продолжать обучение своих специалистов, в том числе в бизнес-школах России. На предприятии утвержден график занятий по программе «Евро-менеджмент – мастер делового администрирования».
Жесткая система – гарантия качества
Леонид Барон, к.э.н., Высшая школа государственного администрирования:
– Разнообразие форматов в западных бизнес-школах минимально. Чем выше бренд, тем меньше количество предлагаемых форм обучения. Обычно при школе существуют всевозможные курсы, схожие по содержанию с очной программой MBA, но отличные по форме преподавания и обучения. Диплом MBA за такой курс не дают.
Наличие степени MBA западной школы гарантирует, что человек прослушал определенное количество часов лекций, провел определенное количество часов на практике, у него были определенные предметы. Конечно, при этом существуют и дистанционные материалы, но они скорее являются необходимым дополнением к курсу, нежели его заменой. В любом случае студент обязан сдавать экзамен в назначенном месте и в определенное время под присмотром преподавателей и комиссии. По результатам экзаменов каждому студенту в группе присваивается рейтинг. Те, кто занял последние места в нем, диплома не получают. Такая жесткая система призвана обеспечить контроль качества обучения.
В России же бизнес-образование – это прежде всего бизнес. У нас мало кто разбирается, какие требования предъявляются ученику MBA на международном рынке. Ни одна наша программа не аккредитована по международным стандартам (американскому или европейскому). Ни один выпускник российской бизнес-школы не будет востребован в мире. Диплом российского MBA не является большим конкурентным преимуществом. Однако он может сыграть положительную роль, если человек, работающий в российской компании, захочет повысить свой статус или реализоваться.