На поклон к «рыболовам»

| статьи | печать

Правительство РФ Постановлением от 28.08.2008 № 569 утвердило Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее — Правила). Проанализируем этот документ, вступающий в силу по истечении 7 дней после его официального опубликования, и попытаемся разобраться в порядке его применения.

 

С новым согласованием вас!

Правовой основой Правил стала ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Закон). Из данной статьи следует, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных биоресурсов и среду их обитания. Размещение таких объектов и внедрение указанных технологий согласовываются с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 1 Закона водные биологические ресурсы — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

 

Отметим, что в настоящее время таким уполномоченным органом является Федеральное агентство по рыболовству Минсельхоза РФ (Росрыболовство).

Обсуждаемый документ устанавливает, что указанное Агентство непосредственно осуществляет согласование в случаях размещения объектов и внедрения технологий:

·      на территории двух и более субъектов РФ;

·      во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России;

·      в Азовском и Каспийском морях.

А с его территориальными органами следует согласовывать проекты при соответствующих размещении и внедрении на территории одного субъекта Российской Федерации.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующий вышеуказанные мероприятия, должен представить заявку на согласование размещения объектов или внедрения технологий, указав в ней сведения о себе и район размещения.

В Правилах установили перечень прилагаемых к заявке документов, среди которых выделим:

·      документацию с обоснованием соответствующих размещения и внедрения (к которой относятся, в частности, предпроектная и проектная документация, а также проекты технической документации);

·      данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов;

·      сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на вышеуказанные ресурсы и их среду, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба).

Все эти «бумаги» заявитель представляет нарочно или направляет по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

На «раздумья» чиновникам отведено 3 месяца, по истечении которых они должны вынести решение о согласовании либо об отказе в нем. Отказ может последовать:

·      при непредставлении необходимых документов;

·      в случае несоответствия представленной документации требованиям, установленным законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а также законодательством в области охраны окружающей среды.

 

«Неопознанный» объект

Создается впечатление, что специалисты, готовящие проект Правил, получили строгий наказ максимально усложнить жизнь «хозяйствующим и иным субъектам», задумавшим что-то новое.

Прежде всего непонятно, о каких именно объектах и технологиях идет речь. Действующее законодательство не дает определение данных понятий в целях ст. 50 Закона. Не восполнил этого пробела и обсуждаемый документ. Правительство РФ в очередной раз «отдало на откуп» ведомству, не являющемуся даже министерством, вопросы, которые к его компетенции явно не относятся.

Не конкретизируют Правила и требования, которым должна соответствовать представленная заявителем документация. Заинтересованные лица отсылаются к нормам двух отраслей законодательства, которые нельзя назвать абсолютно ясными и непротиворечивыми.

Таким образом, «новаторы» должны ждать нормативных актов самого низкого уровня и разъяснений «рыболовов». А среди них могут быть и любители «половить рыбку в мутной воде».

 

Чиновнику нужен «свой проситель»

Высказывая критические замечания в отношении обсуждаемого документа, мы вовсе не желаем трагической гибели водных биоресурсов от рук злостных нарушителей природоохранного законодательства. В данном случае сомнительна сама идея выделения из общей экологической экспертизы, которой должны подвергаться хозяйственные новшества, особой «рыбьей» экспертизы.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» такой экспертизой признается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия названной деятельности на указанную среду.

 

А из ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что такая среда является совокупностью компонентов природной среды, компонентами которой признаются, в частности, поверхностные воды, растительный, животный мир и иные организмы.

Системный анализ всех вышеприведенных положений законодательства позволяет сделать однозначный вывод о том, что государственная экологическая экспертиза призвана защищать и водные биоресурсы.

Отметим также, что из ст. 11 вышеупомянутого Закона «Об экологической экспертизе» следует, что объектами данной экспертизы являются, в частности, проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также техническая документация на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

В целом положения данного Закона позволяют сделать вывод о сходстве объектов экологической и «рыбьей» экспертизы.

При этом следует иметь в виду, что процедура и иные вопросы государственной экологической экспертизы регламентированы объемным правовым актом высокого уровня, охватывающим, как сказал великий поэт, «и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход».

Так зачем же дробить экологическую экспертизу, нарушая принцип «одного окна»? Что мешает в рамках этого процесса привлекать и специалистов Росрыболовства?

Причина появления дополнительной бюрократической процедуры проста — «рыболовы» стремятся к расширению круга потенциальных «просителей», зависящих непосредственно от их ведомства. А при желании можно обосновать и необходимость отдельного согласования проектов на предмет их соответствия жизнедеятельности русалок и водяных...

В последнее время много говорится о необходимости дать зеленый свет развитию отечественного бизнеса, освободив его от искусственных преград, созданных стараниями бюрократов. Высшая власть действительно уже сделала кое-что в этом направлении. Однако с сожалением приходится констатировать: одной рукой «верхи» борются с административными барьерами и коррупцией, а другой — вводят новые процедуры, способствующие мздоимству.