Регионы в помощь муниципалитетам

| статьи | печать

С приближением срока вступления в действие в полном объеме и на всей территории страны Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 № 131-ФЗ), который наступает 1 января 2009 года, в большинстве регионов органы государственной власти все чаще и охотнее берутся решать муниципальные проблемы. Принимаемые ими решения связаны прежде всего с увеличением бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

 

Финансовое бремя уменьшено вдвое

Депутаты Томской облдумы внесли поправки в региональное законодательство, которые с 50 до 25% снизили долю муниципальных образований в софинансировании работ, связанных с ремонтом и капитальным строительством недвижимости.

Правда, для дотационных местных бюджетов и это непосильная ноша. Некоторым муниципалитетам даже 25% неподъемны, считает, в частности, председатель бюджетно-финансового комитета облдумы Владимир Пономаренко.

И исходя из реальных возможностей местных властей, депутаты не просто в 2 раза снизили им долю софинансирования, а ввели еще дифференцированные квоты для них — от 18 до 25%.

По мнению спикера регионального парламента Бориса Мальцева, всегда можно снизить планку, если муниципальные образования не будут справляться с необходимыми объемами финансирования ремонта или строительства школ, детских садов, медицинских учреждений.

Принятие поправок не потребует дополнительных финансовых средств из областного бюджета, поскольку принятые изменения не влияют на общий объем субсидий, предоставляемых регионом муниципальным образованиям на содержание и строительство муниципальной собственности.

Одновременно томские депутаты передали в безвозмездное пользование Верхнекетскому и Тегульдетскому районам и городу Томску областное государственное недвижимое имущество общей рыночной стоимостью 318,8 млн руб.

 

Стратегия развития и Генплан единым блоком

Устранить негативное воздействие на развитие Сызрани неблагоприятной демографической и кадровой ситуации призвана Стратегия социально-экономического развития городского округа на период до 2015 г., разработанная городской администрацией в содружестве с учеными Самарского государственного экономического университета. Теперь в ее обсуждении участвует население.

Одновременно на суд жителей выносится и генеральная схема территориального планирования (Генплан) Сызрани, рассчитанная на реализацию до 2030 г.

По итогам публичного обсуждения в обе разработки будут внесены коррективы, после чего они обретут статус официальных документов.

Главная цель — формирование города как центра развития промышленности и оказания публичных услуг, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности в западной части Самарской области.

Сформулированы три главных направления решения намечаемых задач.

Первое — формирование благоприятного хозяйственного климата. Оно предусматривает эффективное развитие действующих промышленных предприятий, у которых пока низкая рентабельность из-за невысокой производительности труда, создание конкурентоспособных производств на основе всемерной поддержки бизнеса, в том числе малых форм предпринимательства. Все это позволит обеспечить позитивные изменения на рынке труда, испытывающем сейчас отрицательное сальдо в связи со сменой поколений ввиду стареющего населения.

Второе — улучшение городской среды посредством реформирования жилищно-коммунального хозяйства, обновления и расширения инженерной инфраструктуры, развития транспорта, сохранения и увеличения жилищного фонда.

Третье — создание благоприятного социального климата. Прежде всего намечены меры по улучшению уровня и качества предоставляемых услуг в сфере здравоохранения, образования, направленные на улучшение среды обитания горожан.

Доктор экономических наук Елена Королева считает, что Сызрань обладает высоким конкурентным и уникальным (невывозимым) потенциалом. Через город проходят крупные транспортные магистрали — федеральная автотрасса № 5 и железная дорога в 6 (!) направлениях, что открывает возможности для межмуниципального и межрегионального сотрудничества, в частности с соседними территориями Саратовской и Ульяновской областей. К уникальным преимуществам Сызрани ученая относит историко-культурное наследие города, в котором сохранился единственный в области древний кремль и много памятников старинной архитектуры.

Многие ее коллеги не исключают возможности слияния в перспективе городского округа с прилегающим к нему муниципальным районом, поскольку нужны новые территории для жилищного строительства. В частности, присоединение села Уваровки способно в течение 3 лет увеличить жилищный фонд Сызрани на 60 тыс. кв. м.

Глава муниципального образования Виктор Хлыстов уверен, что у города достаточно возможностей, чтобы успешно реализовать намеченное. Местная администрация одной из первых в области 4 года назад стала использовать такой перспективный инструмент управления, как стратегическое планирование. За эти годы накоплен опыт муниципально-частного партнерства. Так, в прошлом году на 153,2% против уровня 2006 г. вырос объем инвестиций на развитие экономики и социальной сферы города. 85% от 3,8 млрд руб. средств составляют вложения частного капитала.

По объему отгруженных в 2007 г. товаров, произведенных работ и оказанных услуг на общую сумму 20,8 млрд руб. Сызрань занимает 3-е, после Самары и Тольятти, место среди муниципальных образований в области.

 

В Саратове принята целевая программа

Правительство Саратовской области утвердило целевую региональную программу «Развитие местного самоуправления на 2009—2012 гг.».

По ней, в частности, предусматривается создание системы обмена данными между органами государственной власти и органами местного самоуправления, для чего будет продолжена работа по оснащению муниципальных образований специализированными лицензионными программными продуктами. Намечена также интенсификация деятельности по повышению квалификации муниципальных служащих и профессиональной переподготовке вновь избранных и назначенных должностных лиц.

Особое место в областной программе занимает информационно-методическое сопровождение муниципальной реформы.

Намечаемые меры, по мнению специалистов областного министерства регионального развития, позволят создать стройную систему нормативно-правового, организационного, технического и кадрового обеспечения органов местного самоуправления для эффективного осуществления ими своих полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.

Объем финансирования программных мероприятий на 4 года составит 904 млн руб., из которых 330,6 млн руб. — из областного бюджета.

Распределение финансирования из областного и местных бюджетов по годам выглядит следующим образом (в млн руб.):

 

 

Годы

Областной

бюджет

Местные

бюджеты

2009

78,9

224

2010

74,9

221

2011

89,4

226

2012

87,4

233,4

 

Три миллиарда рублей — муниципалитетам

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры более трети дополнительных доходов окружного бюджета направило на пополнение регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований — 3 млрд руб. из 8,2 млрд руб.

В результате югорские муниципалитеты получили 3 млрд руб. на реализацию программ по улучшению жилищных условий жителей и 1 млрд руб. — на капитальный и текущий ремонт городских и районных дорог, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Помимо этого, на содержание дорог окружного значения, которыми пользуются все югорчане, направлен дополнительно 1 млрд руб.

Таким образом, по мнению заместителя председателя правительства Ханты-Мансийского округа — Югры Виктора Беца, можно считать, что муниципалитеты получили в этом году на свое развитие и развитие коммуникаций между ними 4 млрд руб., не запланированные ранее в окружном бюджете.

Дополнительные доходы регион получил за счет увеличения поступлений налога на прибыль предприятий, уплаты госпошлины, использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также за счет роста платежей за пользование природными ресурсами. В итоге, по уточненным данным, дефицит окружного бюджета сократится на 449 млн руб.