Переходом к новой системе таможенной очистки товаров, которую собирается реализовать Федеральная таможенная служба (ФТС), ознаменуется очередной этап реформы в этом ведомстве. Ее цель — добиться существенного повышения эффективности работы таможенных органов, качества таможенных услуг и сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности.
Повернуться лицом к участникам ВЭД и перенести центр тяжести на границу таможенников заставляют пробки в пунктах пропуска, бурное развитие внешней торговли и желание России вступить в ВТО.
По данным ФТС, весь прошлый год наиболее загруженными были международные автомобильные пункты пропуска (МАПП) на западном направлении: «Торфяновка» и «Брусничное» (на границе с Финляндией), «Бурачки» и «Убылинка» (граница с Латвией), «Ивангород» (граница с Эстонией), а также несколько МАПП на границе с Китаем. Глава ФТС России Андрей Бельянинов основной причиной заторов назвал «низкую конкурентоспособность российской транспортной системы». Однако заметил, что на МАПП «очень не хватает сотрудников», а таможенные мощности не соответствуют возросшим объемам международных автоперевозок.
Проблему пробок на границах Россия и Евросоюз сегодня решают по трем направлениям. Во-первых, реализуется пилотный проект РФ — ЕС по обмену таможенной информацией, во-вторых, идет инфраструктурное и технологическое развитие МАПП и, в-третьих, принимаются законодательные, административные и практические меры по урегулированию ситуации.
Теперь по новой концепции погранпереходы и пункты пропуска из административного стопора и коррупционной кормушки должны превратиться в центры таможенной активности. Госдума уже в осеннюю сессию намерена внести поправки в действующий Таможенный кодекс, которые могут значительно упростить процедуры оформления грузов для добросовестных участников рынка. В частности, планируется принять федеральный закон об институте уполномоченного грузополучателя, который позволит законопослушным и надежным с точки зрения ФТС участникам ВЭД оформлять товары на собственных складах без их доставки на таможню.
Минуты, растянутые до суток
Упрощение и ускорение таможенных процедур оформления товаров и транспорта на границе, внедрение новых технологий и технических средств контроля, оптимизация структуры и штатной численности постов дали неплохие результаты. Сегодня около 90% всех деклараций и транспортных средств проходит оформление в течение суток. Но это очень далеко от задачи, которую определило в 2007 г. Правительство, — время прохождения всех формальностей в МАПП не должно превышать 20 минут.
Из-за несогласованности процедур растаможивание авиагрузов в аэропортах может занять от 40 минут до 5 часов. Но особенно остро проблема пропускной способности стоит сегодня в крупных припортовых транспортных узлах, таких как Владивосток, Восточный, Находка и Петропавловск-Камчатский, в которых постоянно увеличивается количество прибывающих под обработку судов. По мнению таможенников Дальневосточного управления (ДВТУ), причины проблем с обработкой внешнеторговых грузов — загруженность складов временного хранения, их слабая техническая оснащенность и несоответствие современным стандартам. Кроме того, сроки обработки товаров затягиваются из-за несвоевременной подачи таможенных деклараций и срыва сроков вывоза грузов со склада.
«Одно окно»
ФТС начала эксперимент с новой технологической схемой пропуска через государственную границу на МАПП «Бурачки»: таможенный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный документальный контроль здесь ведется по принципу «одного окна» и занимает около 1 часа.
Чтобы перевозчики не теряли время, связанное с подготовкой электронных копий транзитных деклараций, ФТС России на МАПП «Убылинка» Псковской таможни, «Светогорск», «Брусничное» и «Торфяновка» Выборгской таможни Северо-Западного региона ввела схему предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, которая позволяет отказаться от электронной копии декларации и соответственно от услуг таможенного брокера.
Камень преткновения
Самая большая морока у таможенников всегда была с досмотром крупногабаритных грузов и транспортных средств — авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомобилей, рефрижераторов. Трудоемкие и длительные разгрузочно-погрузочные работы вынуждали или проводить только единичный выборочный досмотр, или за определенную мзду просто закрывать глаза. Чтобы сделать контроль эффективным и необременительным для участников ВЭД, а также снять коррупционную составляющую, сегодня на постах устанавливают стационарные и мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), которые просвечивают крупногабаритные грузы ионизирующим излучением, как рентген. ИДК могут проверить соответствие товаров сведениям, заявленным в документах, без вскрытия контейнеров или грузовиков, практически на ходу, сокращая таким образом время пребывания на таможенном посту и доставки грузов. С августа 2007 г. в 7 региональных таможенных управлениях поставлено 40 мобильных ИДК. В нынешнем закуплено еще 5. Но этого явно недостаточно для технологического обеспечения бесперебойного движения транспорта на всех участках границы.
Коллеги и партнеры
В ФТС действует специальное подразделение по сбору и анализу ценовой информации, но актуальные сведения о ценах производителей все еще слишком медленно доходят до таможенников. Руководитель центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Дина Крылова обратила внимание на то, что цены на некоторые товары меняются слишком быстро. Например, изделия высокой моды в начале сезона могут стоить 2 тыс. долл., а потом опуститься до 500. Кроме того, в таможню редко сообщают о скидках и преференциях для оптовых покупателей.
С 1 января 2009 г. планируется в режиме онлайн обмениваться с 12 странами Евросоюза информацией о товарах, перемещаемых через общую границу.
Заместитель начальника отдела контроля стоимости Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС Юлия Тюрина сообщила, что разработан проект документа, который разрешает расчет таможенной стоимости продукции после ее выпуска. Таможенники рекомендуют фирмам-производителям наладить прямой импорт без посредников. По такой системе уже работает несколько крупных участников ВЭД и готовы перейти еще несколько крупных европейских, корейских и японских производителей электронной и электробытовой техники.
Отказ от услуг многочисленных посредников, выстраивание оптимальных логистических цепочек снижают издержки и влияют на розничные цены. Кроме того, переход к прямым контрактам позволяет значительно снизить нарушения прав интеллектуальной собственности.
Для оптимизации таможенного контроля и эффективной борьбы со схемами незаконного импорта уже в июне ФТС приступила к внедрению системы маркировки и идентификации товаров. Таможенники прежде всего взялись за самые ходовые и подверженные наибольшему риску контрабанды товары.
Границы Союза
ФТС принимает активное участие в формировании правовой базы Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном. Единое экономическое и таможенное пространство позволит перенести таможенный контроль на внешние границы союзников, что создаст условия для беспрепятственного перемещения товаров по их территории, а таможенные службы получат новый инструмент контроля над полнотой уплаты таможенных платежей. Но представляется несколько странным, что ФТС одной рукой создает единое таможенное пространство, а другой тратит немалые средства на обустройство самой протяженной в мире российско-казахстанской границы.
ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Вид платежа |
Отчетный период |
|
|
|
|
Плановый период | ||
2004 г. |
|
2005 г. |
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
план |
факт |
план |
факт |
факт |
факт |
прогноз |
прогноз | |
Всего, млн руб. |
1 188 085 |
1 219 542 |
2 035 769 |
2 102 225 |
2 864 030 |
3 253 820 |
3 013 067 |
3 048 034 |
В том числе: |
|
|
|
|
Прогноз |
Прогноз |
|
|
НДС |
312 884 |
320 613 |
393 847 |
425 618 |
511 842 |
667 423 |
789 942 |
923 180 |
акцизы при ввозе |
5452 |
7466 |
17 568 |
17 640 |
21 655 |
20 370 |
23 130 |
26 305 |
вывозная пошлина |
638 381 |
655 585 |
1 323 846 |
1 351 909 |
1 675 904 |
1 998 844 |
1 681 771 |
1 494 146 |
ввозная пошлина |
202 789 |
204 151 |
265 307 |
270 936 |
333 665 |
395 340 |
475 727 |
559 120 |
там. сборы и иные платежи |
28 579 |
31 726 |
35 200 |
36 122 |
40 576 |
41 730 |
42 498 |
45 284 |
ИСТОЧНИК: ДОКЛАД ФТС РОССИИ
Задачи, показатели |
Единица измерения |
Отчетный период |
Плановый |
Целевое значение | |||||||||
период | |||||||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |||||
Перечисление таможенных и иных платежей |
% |
110 |
103,4 |
100,8 |
102,6 |
103,3 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | ||
Доля исков с решением не в пользу таможенных органов |
% |
- |
47 |
50 |
59 |
55 |
50 |
40 |
30 |
30 |
30 | ||
Таможенные платежи в федеральный бюджет |
млрд руб. |
539,9 |
588,3 |
757,6 |
1219,5 |
2102,2 |
2583,6 |
3123,7 |
3013,1 |
3048 |
3048 | ||
Внешнеторговый оборот |
млрд долл. |
141,9 |
152,9 |
191,0 |
257,2 |
339,7 |
417 |
472 |
523,1 |
568,4 |
568,4 | ||
Объекты интеллектуальной собственности в таможенном реестре |
единиц |
- |
- |
- |
404 |
556 |
700 |
850 |
1000 |
1100 |
1100 | ||
Рост пропускной способности автомобильных пунктов пропуска |
авто/сутки |
- |
- |
2100 |
6450 |
4470 |
2100 |
4200 |
9100 |
5740 |
5740 | ||
Охват ведомственной телекоммуникационной сети |
% |
- |
- |
- |
44 |
72 |
76 |
84 |
92 |
92 |
92 | ||
Выявленные контрафактные товары с интеллектуальной собственностью |
млн единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
ИСТОЧНИК: ДОКЛАД ФТС РОССИИ