Данные Росстата за первое полугодие 2008 года показывают огромный разброс важнейших финансовых индикаторов, характеризующих развитие регионов. Определить субъекты Федерации, в которых сосредоточены наиболее крупные финансовые средства, поможет ренкинг, подготовленный экспертами «ЭЖ».
Чтобы определить самые денежные регионы, в ренкинге использовались показатели, которые характеризуют наличие средств в системе государственных финансов (в бюджетах субъектов Российской Федерации), у региональных предприятий (сальдированный финансовый результат – прибыль за минусом убытков) и граждан (отношение доходов к прожиточному минимуму).
Самый богатый субъект в стране, безусловно, Москва. Последователи Ивана Калиты успешно продолжают дело своего пращура, собирая в казну столицы гораздо больше любого другого субъекта Федерации — 501241,8 млн руб. за первые 5 месяцев нынешнего года. Гражданам, упрекающим столицу в том, что она слишком активно тянет финансовое одеяло на себя, заметим, что в федеральный бюджет за это же время москвичи перечислили 338 613 млн руб. (более 40% общих сборов в бюджет).
Сальдированный финансовый результат столичных предприятий также наиболее крупный в Российской Федерации — 613 542 млн руб. за январь – апрель текущего года. Причем доля прибыльных организаций составляет 75,7% при среднем по стране показателе 66,7%. Общее число столичных предприятий равняется порядка 1,2 млн, наиболее быстрыми темпами растут финансовые результаты организаций транспорта и связи, скромные успехи демонстрируют обрабатывающие производства.
Средний доход москвича в 5,4 раза превышает прожиточный минимум (3-я позиция по стране после Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа).
На 2-м месте по сборам платежей в региональный бюджет со значительным — более чем в 5 раз – отрывом от столицы находится Московская область (99196,4 млн руб.). В федеральный бюджет Подмосковье перечислило 42140,7 млн руб., или 29,8% от своих сборов.
Зато предприятия Московской области продемонстрировали скромный финансовый результат — 46 683 млн руб. (10-я позиция по стране). По отношению денежных доходов к прожиточному минимуму регион находится на 9-м месте (3,85 раза).
Санкт-Петербург собрал в свой бюджет за январь – май 2008 года 94 637 млн руб. (3-я позиция), отдав в федеральную казну 44421,6 млн руб. (31,9% от общей суммы сборов).
Северная столица расположилась на 4-м месте в ренкинге субъектов Федерации по сальдированному финансовому результату предприятий (98 811 млн руб.). Самыми высокими темпами здесь растет прибыль у учреждений, оказывающих медицинские услуги, и организаций оптовой и розничной торговли.
По отношению доходов к прожиточному минимуму Петербург располагается на 8-й ступеньке ренкинга (3,93 раза), значительно уступая Москве и ряду других субъектов Федерации. По всей вероятности, самые высокооплачиваемые граждане уже переехали в столицу.
Ханты-Мансийский автономный округ пополнил региональный бюджет в январе – мае нынешнего года суммой в 92816,6 млн руб. и занял 4-ю позицию в ренкинге по этому показателю. Федеральному центру нефтяной регион отдал в 4 с лишним раза больше, чем оставил себе — 410038,9 млн руб., или 81,5% всех поступлений в государственный бюджет.
По размеру сальдированного финансового результата региональных предприятий округ занимает 3-ю позицию в стране (148 157 млн руб.). Кстати, эта сумма почти в 3 раза меньше, чем деньги, собранные в федеральный бюджет. По вполне понятным причинам основную лепту в прибыль вносят компании добывающих отраслей, вклад остальных секторов экономики в десятки раз ниже.
Доходы жителей автономного округа в 4,81 раза превышали прожиточный минимум (4-я ступенька в ренкинге регионов по данному параметру).
Почти 60 млрд руб. собрала в региональный бюджет Свердловская область (5-е место в ренкинге по этому показателю). В федеральную казну регион передал в 2 раза меньше — 21781,8 млн руб., или 29,9% сборов.
По сальдированному финансовому результату предприятий регион занимает 6-ю позицию по стране (54 452 млн руб.). Высокими темпами прибыль растет на предприятиях, обеспечивающих производство электроэнергии, газа и воды. Хороший рост прибыли демонстрируют организации, занимающиеся операциями с недвижимостью и строительством.
Последние годы темпы роста номинальных доходов населения в области составляли около 30% в год. Это дало возможность региону занять 6-ю позицию по отношению доходов к прожиточному минимуму (4,07 раза).
Размер сборов в региональный бюджет Красноярского края в январе – мае 2008 года равнялся 47144,5 млн руб. (6-я ступенька общероссийского ренкинга). Платежи в федеральную казну за этот же период составили 19451,9 млн руб. (29,2% от общей суммы сборов).
Сальдированный финансовый результат местных предприятий превысил объем сборов в региональный бюджет и составил 57 251 млн руб. (5-е место по России). Однако сейчас трудно сказать, удержится ли регион на столь высокой позиции. Начиная с января темпы роста финансового результата региональных компаний стали снижаться и к июню составили 53% от уровня прошлого года.
Отношение денежных доходов к прожиточному минимуму в крае составляет 2,98 раза (лишь 23-е место в общероссийском ренкинге).
Татарстан собрал в региональный бюджет в январе – мае нынешнего года 41608,8 млн руб. (7-я ступенька общероссийского ренкинга по данному индикатору). В федеральную казну налогоплательщики республики перечислили больше, чем в денежную копилку региона — 54714,9 руб., или 56,8% от общего размера сборов.
Региональные предприятия в январе – апреле 2008 года получили сальдированный финансовый результат 47 039 млн руб. (9-я позиция по Российской Федерации). Высокими темпами в республике растут доходы предприятий, занимающихся рыболовством, и строительных организаций.
Денежные доходы жителей Татарстана в 3,94 раза превышают прожиточный минимум (7-е место по России).
Самый низкий показатель сборов в региональный бюджет наблюдался в Ингушетии — 360,8 млн руб. (83-я позиция по стране). Нетрудно догадаться, что в федеральный центр этот субъект Федерации ничего не перечислял.
Предприятия республики в январе – мае сработали с убытком в 74 млн руб. (77-е место по России), а отношение доходов к прожиточному минимуму составило 1,38 раза (81-я ступенька в общероссийском ренкинге).
В целом разница в размерах сборов в региональные бюджеты за январь – май нынешнего года равнялась 1389 раз. Оценить отличия в сальдированном финансовом результате труднее, поскольку в некоторых регионах он имеет отрицательное значение. Доходы же граждан колебались в интервале от 4942 руб. в Калмыкии до 38 388 руб. в Ямало-Ненецком автономном округе (7,7 раза). Разброс в отношении доходов к прожиточному минимуму был меньше – 4,5 раза (в Тюменской области данный индикатор составил 6,27 раза, в Калмыкии – 1,38).
РЕНКИНГ РЕГИОНОВ ПО СБОРАМ В БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ, ФИНАНСОВОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ОТНОШЕНИЮ ДОХОДОВ К ПРОЖИТОЧНОМУ МИНИМУМУ
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Центральный федеральный округ | ||||||
Белгородская область |
14971,6 |
28 |
25 111 |
19 |
3,43 |
13 |
Брянская область |
5035,1 |
60 |
3127 |
49 |
2,73 |
34 |
Владимирская область |
8878,7 |
44 |
4042 |
45 |
2,14 |
66 |
Воронежская область |
12540,9 |
34 |
4694 |
42 |
2,35 |
58 |
Ивановская область |
4350,8 |
63 |
305 |
71 |
2,10 |
72 |
Калужская область |
7672,4 |
47 |
2758 |
51 |
2,75 |
31 |
Костромская область |
4294,6 |
64 |
1451 |
61 |
2,20 |
64 |
Курская область |
8060,9 |
46 |
7625 |
35 |
2,78 |
30 |
Липецкая область |
10324,3 |
39 |
27 595 |
15 |
3,13 |
15 |
Московская область |
99196,4 |
2 |
46 683 |
10 |
3,85 |
9 |
Орловская область |
4919,2 |
61 |
1203 |
63 |
2,07 |
73 |
Рязанская область |
10 203 |
41 |
2716 |
52 |
2,49 |
48 |
Смоленская область |
6113,8 |
57 |
5363 |
39 |
2,74 |
33 |
Тамбовская область |
4291,9 |
65 |
583 |
66 |
3,13 |
16 |
Тверская область |
9425,5 |
43 |
1518 |
60 |
2,45 |
51 |
Тульская область |
12171,1 |
36 |
9199 |
31 |
2,74 |
32 |
Ярославская область |
13006,1 |
33 |
1266 |
62 |
2,84 |
26 |
г. Москва |
501241,8 |
1 |
613 542 |
1 |
5,40 |
3 |
Северо-Западный федеральный округ | ||||||
Республика Карелия |
6232,5 |
55 |
2627 |
53 |
2,11 |
68 |
Республика Коми |
14708,2 |
29 |
10 954 |
28 |
3,11 |
19 |
Архангельская область |
9554,6 |
42 |
185 |
73 |
2,55 |
41 |
Вологодская область |
14031,1 |
30 |
25 440 |
18 |
2,52 |
44 |
Калининградская область |
8461,9 |
45 |
1943 |
57 |
2,67 |
35 |
Ленинградская область |
18635,2 |
22 |
20 970 |
21 |
2,64 |
39 |
Мурманская область |
13059,1 |
32 |
14 131 |
26 |
3,11 |
18 |
Новгородская область |
6119,6 |
56 |
17 369 |
24 |
2,42 |
52 |
Псковская область |
3701,9 |
70 |
458 |
68 |
2,54 |
42 |
г. Санкт-Петербург |
94 637 |
3 |
98 811 |
4 |
3,93 |
8 |
Ненецкий авт. округ |
5381,9 |
59 |
–126 |
79 |
4,69 |
5 |
Южный федеральный округ | ||||||
Республика Адыгея |
1231,9 |
77 |
287 |
72 |
1,86 |
78 |
Республика Дагестан |
3993,1 |
67 |
–226 |
82 |
2,80 |
28 |
Республика Ингушетия |
360,8 |
83 |
–74 |
77 |
1,77 |
80 |
Кабардино-Балкария |
2271,9 |
73 |
153 |
74 |
2,33 |
59 |
Республика Калмыкия |
828,2 |
81 |
–227 |
83 |
1,38 |
82 |
Карачаево-Черкесия |
1093,4 |
78 |
–197 |
81 |
2,40 |
53 |
Северная Осетия — Алания |
2331,7 |
72 |
381 |
69 |
2,49 |
49 |
Чеченская Республика |
2104,7 |
75 |
320 |
70 |
н/д |
н/д |
Краснодарский край |
35058,4 |
11 |
26 877 |
17 |
2,67 |
36 |
Ставропольский край |
13276,1 |
31 |
5903 |
38 |
2,33 |
60 |
Астраханская область |
6671,8 |
52 |
4125 |
44 |
2,53 |
43 |
Волгоградская область |
18851,2 |
21 |
19 782 |
22 |
2,50 |
47 |
Ростовская область |
24 535 |
17 |
8469 |
33 |
2,78 |
29 |
Приволжский федеральный округ | ||||||
Республика Башкортостан |
35837,1 |
10 |
31 257 |
14 |
3,54 |
11 |
Республика Марий Эл |
3372,8 |
71 |
1817 |
58 |
2,11 |
69 |
Республика Мордовия |
4632,2 |
62 |
3827 |
46 |
2,01 |
76 |
Республика Татарстан |
41608,8 |
7 |
47 039 |
9 |
3,94 |
7 |
Удмуртская Республика |
12264,2 |
35 |
9173 |
32 |
2,36 |
55 |
Чувашская Республика |
7024,9 |
51 |
3813 |
47 |
2,10 |
70 |
Пермский край |
32230,4 |
14 |
52 782 |
7 |
3,29 |
14 |
Кировская область |
7626,5 |
48 |
5019 |
40 |
2,36 |
56 |
Нижегородская область |
31856,6 |
15 |
24 996 |
20 |
2,90 |
24 |
Оренбургская область |
19693,3 |
20 |
27 461 |
16 |
2,51 |
45 |
Пензенская область |
6324,9 |
54 |
1723 |
59 |
2,38 |
54 |
Самарская область |
40491,9 |
8 |
48 675 |
8 |
3,11 |
17 |
Саратовская область |
16531,2 |
25 |
8263 |
34 |
2,17 |
65 |
Ульяновская область |
7520,9 |
49 |
3058 |
50 |
2,51 |
46 |
Уральский федеральный округ | ||||||
Курганская область |
4261,4 |
66 |
847 |
64 |
2,60 |
40 |
Свердловская область |
50 988 |
5 |
54 452 |
6 |
4,07 |
6 |
Тюменская область |
20324,8 |
19 |
186 395 |
2 |
6,27 |
1 |
Челябинская область |
32414,9 |
12 |
38 489 |
12 |
3,53 |
12 |
Ханты-Мансийский авт. округ |
92816,6 |
4 |
148 157 |
3 |
4,81 |
4 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
38122,9 |
9 |
32 519 |
13 |
5,50 |
2 |
Сибирский федеральный округ | ||||||
Республика Алтай |
868,3 |
80 |
–10 |
76 |
1,86 |
79 |
Республика Бурятия |
5909,1 |
58 |
2103 |
55 |
2,35 |
57 |
Республика Тыва |
813,2 |
82 |
–134 |
80 |
1,51 |
81 |
Республика Хакасия |
3836,4 |
69 |
2020 |
56 |
2,03 |
75 |
Алтайский край |
11207,3 |
37 |
3700 |
48 |
2,26 |
61 |
Красноярский край |
47144,5 |
6 |
57 251 |
5 |
2,98 |
23 |
Иркутская область |
23539,2 |
18 |
17 609 |
23 |
3,04 |
21 |
Кемеровская область |
32393,2 |
13 |
44 818 |
11 |
3,85 |
10 |
Новосибирская область |
24692,3 |
16 |
11 961 |
27 |
2,89 |
25 |
Омская область |
18293,6 |
23 |
7242 |
36 |
3,10 |
20 |
Томская область |
10 309 |
40 |
9715 |
30 |
2,65 |
38 |
Читинская область |
6532,7 |
53 |
7242 |
36 |
2,10 |
71 |
Дальневосточный федеральный округ | ||||||
Республика Саха (Якутия) |
15404,4 |
26 |
10 091 |
29 |
2,47 |
50 |
Камчатский край |
3984,5 |
68 |
2550 |
54 |
2,23 |
62 |
Приморский край |
15077,4 |
27 |
4960 |
41 |
2,11 |
67 |
Хабаровский край |
16737,6 |
24 |
4553 |
43 |
2,21 |
63 |
Амурская область |
7181,2 |
50 |
602 |
65 |
2,04 |
74 |
Магаданская область |
2217,7 |
74 |
510 |
67 |
2,66 |
37 |
Сахалинская область |
10922,2 |
38 |
14 872 |
25 |
3,04 |
22 |
Еврейская авт. область |
984,4 |
79 |
–76 |
78 |
1,96 |
77 |
Чукотский авт. округ |
1324,2 |
76 |
92 |
75 |
2,80 |
27 |
Примечание: 1 — поступления налогов, сборов и иных платежей в бюджеты субъектов Федерации в январе — мае 2008 г., млн руб.; 2 — ренкинг по этому показателю; 3 — финансовые результаты деятельности крупных и средних организаций в январе — апреле 2008 г., млн руб.; 4 — ренкинг по этому показателю; 5 — отношение денежных доходов в расчете на душу населения к прожиточному минимуму, раз; 6 — ренкинг по этому показателю.
ИСТОЧНИК: РОССТАТ