Практика размещения муниципальных заказов чревата множеством скрытых от глаз «рифов» и вполне реальных подвохов. И абсолютно верно поступила газета, поместив под обзором о торгах и аукционах эпизоды арбитражных разбирательств.
Все мы, заказчики и исполнители муниципальных заказов, раз за разом наступаем на одни и те же грабли. Потом ищем справедливости для себя в арбитражных судах, соглашаясь с их вердиктами или опротестовывая решения.
Еще одним свидетельством бесконечных тяжб стали примеры, приведенные в предыдущем номере «ЭЖ». Все это знакомо даже нам в глубокой российской глубинке, в Восточной Сибири. Так же, как приведенные газетой возможные варианты дробления заказов на несколько заявок. Но так уж устроено наше родное законодательство, что мы в самом деле не поспеваем за всеми изменениями в нем.
Понятно, что поправки и дополнения вызваны реальными ситуациями, предусмотреть которые законодатели просто не могут. Может, в таком случае ввести временный мораторий на принятие Государственной Думой России новых нормативно-правовых актов и провести ревизию всех ранее принятых? Конечно, это из области фантастики, но все же так и хочется воззвать к депутатам: «Господа законодатели, уймитесь — дайте передышку практикам, работающим и в арбитражных судах тоже!» Не виноваты судьи в вариативности трактовки положений, установленных разными законами. Не виноваты в этом также ни надзирающие органы, ни юридические службы бизнеса и власти. Вот и размышляю про себя: неужели не отыщется хоть одна трезвая — и обязательно смелая! — голова, которая предложила бы провести инвентаризацию всего того, что напринимали депутаты четырех созывов Госдумы? Ведь скоро электронной памяти не хватит на регистрацию законодательных изменений. А сколько еще ее надо для комментариев и разъяснений! Убежден, что пора чистить законодательство, чтобы законы и кодексы не противоречили друг другу, а уж тем более Конституции.
Интересно еще, сколько же денег теряет страна на оплату растущего с каждым днем кома только арбитражных разбирательств?! Вот бы подсчитать общую сумму заработной платы юристов муниципалитетов, органов государственной власти, а также прокуроров, адвокатов и судей, здоровающихся день-деньской друг с другом на тяжбах и на досудебных разбирательствах. Но это опять-таки утопия.
Я же предлагаю глубокоуважаемой на местах редакции газеты «Экономика и жизнь» возвращаться — пусть и нечасто — к публикации примеров из арбитражной практики по муниципальным делам. Честное слово, чужие ошибки точно такие же, как и наши спотыкания. Мы все еще учимся посредством синяков и ссадин.
Борис Тиммерман, юрист-практик, Иркутская обл.