Если акционерное общество действует, обязано ли оно при обнаружении акционера (данными по которому оно ранее не располагало. — Ред.) перечислить не полученные за 8 последних лет дивиденды? Или же акционеры теряют такое право?
С. Прохоров, Калуга
В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ, гл. 12 ГК РФ и разъяснениями Министерства финансов РФ суммы дивидендов, не востребованные акционерами в течение трехлетнего срока после даты окончания их выплаты, включаются в состав так называемых внереализационных доходов общества и акционерам не выплачиваются. Подобную информацию предоставляют своим акционерам многие российские «клиентские» компании. По этой логике вновь обнаруженный акционер, реквизитами которого общество ранее не располагало, имеет право на получение дивидендов только за последние 3 года. Однако у акционера все же есть определенный шанс на получение всех не востребованных вовремя дивидендов. Действительно, в отношении обязательств по выплате акционерным обществом объявленных дивидендов общий срок исковой давности установлен в 3 года. По истечении срока исковой давности право на получение дивидендов не может быть защищено акционером в судебном порядке.
Вся проблема в том, как «правильно» рассчитать срок исковой давности.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в случае если уставом общества срок выплаты дивидендов не определен, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения общим собранием акционеров о выплате дивидендов.
Таким образом, срок исковой давности начинается по истечении 60 дней (или срока, определенного уставом. — Ред.) со дня принятия решения о выплате дивидендов. При этом в обязательном порядке эмитент должен доказать тот факт, что это решение о выплате дивидендов было известно акционеру. В условиях когда всякий контакт общества с акционером отсутствует, доказать это крайне проблематично.
Между тем в соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда акционер фактически узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Известно, что некоторые акционерные общества, возникшие в период чековой приватизации, имеющие невостребованные суммы дивидендов, готовы их выплатить. Не дожидаясь истечения срока исковой давности, они высылают по старым адресам уведомления своим акционерам о наличии начисленных и неполученных дивидендов с предложением их получить.
Подобную «самодеятельность» можно объяснить тем, что до настоящего времени большое число акционеров — физических лиц — не может самостоятельно установить местонахождение «своей» компании. Свидетельство тому — нескончаемый поток писем наших читателей в рубрику «Личные финансы».
С другой стороны, действующее законодательство полностью снимает ответственность с эмитента, в случае если акционер вовремя не известил его об изменении своих реквизитов, в результате чего возникли проблемы с получением дивидендов. В частности, ФЗ «Об акционерных обществах» предупреждает: «Акционер обязан своевременно информировать держателя реестра общества об изменении своих данных. В случае непредоставления им информации об изменении своих данных общество и специализированный регистратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки».