На развитие рынка программных продуктов определяющее влияние оказывает наличие государственных регламентирующих документов и национальных стандартов. Ярким примером тому служит бурное развитие систем бухгалтерского учета в начале 90-х годов при постоянно меняющемся законодательстве в этой сфере. Стандарты APICS содействовали развитию управленческих систем, однако на их изучение и освоение ушли годы, что сказалось на состоянии отечественных MRP- и ERP-систем. Такого рода документы необходимы и для разработки и использования систем документационного обеспечения управления.
Внастоящее время рынок предлагает более 70 программных продуктов, автоматизирующих документационное обеспечение управления (ДОУ). Количество таких систем, созданных силами информационно-технологических служб самих предприятий, не поддается никакому учету. Однако единых национальных требований к системам электронного документооборота до сих пор не существует, хотя они используются, например, в государственных учреждениях более 20 лет. В настоящее время отсутствуют даже единые правила построения бумажного делопроизводства.
Системы электронного документооборота (СЭД) стали применяться в органах власти страны четверть века назад. В то время они формировались по правилам советского делопроизводства, имеющего в своей основе Единую государственную систему по работе с документами (ЕГСД), выверенный до запятой документ.
Сегодня системы электронного документооборота продолжают активно эксплуатироваться, разрабатываются и продаются программы, функционируют аппараты управления, применяя предложенные рынком продукты. Казалось бы, процесс налажен и производитель не нуждается ни в каких правилах, требованиях и регламентах, тем более навязываемых ему извне.
Но во всем мире все товары соответствуют определенным требованиям и стандартам. Если их нет, весьма сложно оценить качество приобретаемого продукта, опираясь только на рекламу производителя. В области же СЭД таких стандартов нет.
Это связано в первую очередь с отсутствием твердой позиции государства в этом вопросе. Не существует органа исполнительной власти, которому вменено в обязанности заниматься электронным документооборотом, определять состояние и развитие делопроизводственной сферы.
Сегодня в стране только две организации инициативно занимаются проблемой национальных стандартов для традиционного и электронного документооборота — это ВНИИДАД и «Гильдия Управляющих Документацией».
На перепутье
Все созданные и представленные на рынке системы не имеют общих основ, что исключает их взаимодействие. Это означает, что большие объемы информации по-прежнему передаются только на бумажных носителях. Кроме того, осложнены статистические и контрольные функции аппаратов управления и нарушается эффективное информационное взаимодействие государства, бизнеса и граждан.
Есть два пути решения проблемы:
· создание единой СЭД и использование ее в органах государственной власти всех уровней;
· создание национального стандарта для СЭД, обеспечивающего их взаимодействие.
Сложно представить, каких материальных и интеллектуальных затрат потребуют разработка, переустановка и наладка новой системы в государственных органах. Для этого надо уничтожить все, что было создано и отлажено в федеральных и региональных органах власти. А работу по установке, наладке и обучению персонала придется начинать заново.
Гораздо проще договориться о правилах формирования исходящего сообщения и требованиях к системам автоматизации ДОУ. Применение стандарта позволит кардинально решить проблему и с минимальными затратами.
Пять лет назад был создан национальный стандарт «Взаимодействие систем автоматизации ДОУ», и только сейчас он нашел свое место в Федеральной целевой программе «Электронная Россия». Пока он сформулирован на бумаге, но необходимо санкционировать его практическое применение и создать действующий образец.
Международный опыт
Принятый недавно национальный стандарт на базе международного ISO 15489 подсказывает реальный путь формирования базы российских национальных стандартов.
Правительством Российской Федерации одобрена концепция формирования электронного правительства до 2010 года, в которую включена разработка национальных стандартов на базе ИСО 26300, MoReq-2 и других международных форматов офисных документов.
Стандарт MoReq-2 был выбран не случайно. Экспертная оценка показала абсолютную адекватность Единой европейской спецификации построения систем автоматизации ДОУ национальным условиям России. MoReq сложен, но предусматривает все необходимые требования к системам электронного документооборота. Его применяют для оценки качества программных продуктов, установленных в органах власти Евросоюза. Стандарт вполне мог бы использоваться как шаблон при формировании пакета функций и качества систем делопроизводства и в любой другой сфере: промышленности, образовании, банковской сфере и т.д.
Международные стандарты сделаны добротно и глубоко проработаны. Их разумное применение в национальной практике — реальный и органичный путь интеграции в международное интеллектуальное и экономическое пространство.
Инструментарий оценки
Согласно Закону «О техническом регулировании» обязательными для исполнения являются только «Технические регламенты», связанные с государственной безопасностью. Все национальные стандарты не являются обязательными для исполнения, то есть законодательно утверждена добровольность их применения.
Это обстоятельство оказывает на нашу страну, в недавнем прошлом имевшую жестко регламентированную экономику и делопроизводство, негативное влияние.
Отсутствие требования соблюдать ГОСТ используется недобросовестными производителями товаров и услуг в своих целях.
Между тем существует много инструментов оценки качества. Создана система добровольной сертификации «Документационное обеспечение управления» (ДОУСЕРТИФИКАТ), работает ВГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», сформирован новый подкомитет при Госстандарте по проблемам электронного документооборота. Надо только этот инструментарий заставить работать. Ни пользователи, ни разработчики автоматизированных систем делопроизводства не спешат тестировать применяемые разработки.
Для ведущих разработчиков систем автоматизации ДОУ сертификаты соответствия могут стать своего рода знаком качества их продуктов. Но помимо этого, требуется твердая позиция пользователей программных продуктов — применять только сертифицированные программы, настаивать, чтобы выбранная или установленная автоматизированная система прошла сертификацию. И конечно, главную роль играет решительная позиция государства: не допускать несертифицированный продукт для использования в органах государственного управления.
Роль государства
Без наступательной позиции государства добиться от участников внутреннего рынка строгого выполнения стандартов, обязательной сертификации товаров и услуг невозможно. Задача же профессиональной общественности заключается в том, чтобы подталкивать государство к действиям по совершенствованию рынка товаров и услуг сектора СЭД.
Так, например, товары и услуги компаний, сертифицировавших свою продукцию, пропагандируются слабо. А между тем лучшие должны быть лучшими и всем нужно это видеть. Необходимо воспитывать у граждан вкус к применению качественных товаров, прошедших сертификацию.
Четыре года назад в ходе административной реформы из списка органов исполнительной власти был вычеркнут орган государственного управления, занимающийся нормативно-правовым регулированием делопроизводственной сферы. Стоит заметить, что, несмотря на бурные изменения в экономике и политике, правовая и нормативная база регулирования этих процессов явно запаздывает. Двадцать лет существует электронный документооборот, однако до сих пор отсутствует закон о его функционировании, отсутствует само его понятие. В связи с этим «Гильдией Управляющих Документацией» было направлено коллективное обращение Президенту РФ. На него был дан ответ с заверением о понимании проблем ДОУ и непременном участии в их разрешении. Хочется надеяться, что новая административная реформа внесет конструктивные, позитивные изменения.