И на таможню найдется управа

| статьи | печать

Характерное для госорганов стремление установить свои правила в подведомственной сфере присуще и Федеральной таможенной службе. К сожалению, не всегда документы, выходящие из-под пера ФТС, соответствуют нормам закона, но послушные экспортеры соглашаются и с ними. Тягаться с таможней — себе дороже. Наперекор существующему девизу с подачи представителя российского бизнеса, но руками российской Фемиды решена давно существующая проблема двойного гнета таможенных сборов за одну операцию, оформляемую путем подачи временной, а затем обычной таможенной декларации.

 

Вообще история данного вопроса достаточно давняя. Экспортеры часто применяют при оформлении товаров на экспорт периодическое временное декларирование. Такой порядок используется, когда при вывозе товаров невозможно сразу представить точные сведения, необходимые для таможенного декларирования.

Тогда согласно ст. 138 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) и предоставляется возможность подать временную таможенную декларацию. А после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени (п. 2 ст. 138 ТК РФ), т. е. уточнить в этой декларации те сведения, которые он не смог заявить сразу.

При этом с таможенными пошлинами все более или менее понятно. Согласно п. 6 ст. 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. А в случае если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, то доплатить эту сумму декларант должен одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в этом случае не начисляются. Если декларант переплачивает вывозные таможенные пошлины, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со ст. 355 ТК РФ (п. 6 ст. 138 ТК РФ).

А вот со сборами за таможенное оформление существовала серьезная проблема, которая в итоге и привела одного из представителей экспортеров (далее — заявитель) в ВАС РФ.

Про сборы в ст. 138 ТК РФ законодатель ничего не упомянул. Таможенники решили своего не упустить, и ФТС России выпустила Письмо от 29.12.2004 № 01-06/12890 «О таможенных сборах». В нем было разъяснено, что при периодическом временном декларировании сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной и постоянной).

Это означает, что платить следует дважды. И еще, по мнению таможенников, после принятия таможенным органом таможенной декларации сумма таможенных сборов за таможенное оформление перерасчету не подлежит. Доплата и возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.

Все это в полном объеме применили к заявителю, что вынудило его обратиться за правдой в суд.

8 июля 2008 г. Президиум ВАС РФ принял Постановление № 4574/08, поставив в некотором смысле точку в этом споре.

 

Решаем проблему в суде

Обратившись за защитой своих интересов в суд первой и кассационной инстанций, заявитель судебной поддержки не получил.

Сослаться на Письмо ФТС России суд в своем решении, естественно, не мог, так как оно не является нормативно-правовым актом. Поэтому он привел иной аргумент в поддержку позиции таможенных органов.

1 января 2005 г. вступило в силу действующее и в настоящее время Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (далее — Постановление № 863).

Пунктом 7 Постановления № 863 установлено, что при повторной подаче таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.

Из этого таможенники, а вслед за ними и арбитражные суды опять сделали те же «нужные» выводы. Таможенные сборы следует платить дважды — при подаче временной и полной декларации, потому как декларанту 2 раза оказали публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товара.

При этом суд не принял во внимание, что подобная трактовка Постановления № 863 противоречит как положениям таможенного законодательства, так и логике самого документа.

 

Высший — значит справедливый

ВАС РФ встал на сторону предпринимателей и защитил интересы экспортеров. Президиум ВАС РФ обратил внимание на невозможность применения п. 7 Постановления № 863 в рассматриваемой ситуации, поскольку само Постановление № 863 распространяет свое действие на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Эта позиция была уже обоснована Верховным Судом РФ в Решении от 24.05.2006 № ГКПИ06-495 по делу о признании недействующим п. 7 Постановления № 863 и Определении кассационной коллегии от 03.08.2006 № КАС06-267.

В них Верховный Суд РФ отметил, что подача полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

Кроме того, ВАС РФ в своем Постановлении привел следующее обоснование неправомерности выводов судов предыдущих инстанций по делу заявителя.

Согласно подп. 31 п. 1 ст. 31 ТК РФ таможенный сбор представляет собой платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

При этом согласно ст. 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а завершается совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Из совокупности данных норм ВАС РФ сделал вывод, что представление временной и полной таможенных деклараций в сочетании с другими операциями и составляет таможенное оформление как единую таможенную процедуру.

Следовательно, уплата сбора за таможенное оформление при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению при периодическом временном декларировании и исключает повторную уплату сборов за таможенное оформление при подаче полной таможенной декларации.

И с Президиумом ВАС РФ сложно не согласиться.

 

* * *

Конечно, для таможенников данное Постановление Президиума ВАС РФ не является руководством к действию. А вот для арбитражных судов все совсем наоборот. Особенно если вспомнить Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14, согласно которому постановления Президиума ВАС РФ являются теперь основанием для пересмотра решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

И теперь, если экспортер захочет отстоять свои права по аналогичному вопросу в суде, сделать это ему будет легче.