Центробанк планирует проверить степень готовности российских кредитных структур к возможному ухудшению ситуации на финансовом рынке. Для этого банкам необходимо представить регулятору внутренние методики контроля устойчивости в кризисных ситуациях. Подобная методика применяется во многих западных странах, тем не менее ее эффективность в период мирового финансового кризиса крайне сомнительна.
Формирование и развитие относительно нового аналитического инструмента, коим является стресс-тестирование, последовало за серией крупных финансовых кризисов последних десятилетий и повышением общего уровня рисков мировой банковской системы. Данная методика, уже довольно широко применяемая на Западе, позволяет оценить возможные потери кредитной структуры в случае возникновения кризисной ситуации на финансовом рынке. Во время стресс-тестирования банк должен учитывать все факторы, усложняющие управление рисками либо вызывающие серьезные убытки. В настоящее время наиболее распространенной методикой является так называемый сценарный анализ (на основе исторических или гипотетических событий). Также проводится анализ чувствительности портфеля активов банка к изменению факторов риска и рассчитываются его максимальные потери. В большинстве развитых стран регуляторы устанавливают единые обязательные требования по проведению стресс-тестов. В России их применение носит пока что исключительно рекомендательный характер.
Так, по данным Банка России, собственные внутренние методики контроля устойчивости в кризисных ситуациях на сегодняшний день имеют около 78% кредитных структур. Причем подавляющее большинство «новичков» появилось как раз после памятного всем кризиса ликвидности летом 2004 г. Руководители Центробанка ранее неоднократно заявляли о необходимости перехода на обязательное стресс-тестирование, мотивируя это тем, что управление рисками в банках с помощью собственной методики находится в данный момент на довольно низком уровне. Усердие Центробанка можно объяснить также и тем, что «передовая» технология стресс-тестирования, в частности, предусмотрена международными стандартами оценки достаточности капитала банков (так называемый «Базель II»), к которым постепенно переходит и российская банковская система.
До настоящего времени Центробанк проверял уровень качества управления рисками в банках с помощью опросов и анкет. Теперь же ему стали необходимы собственно банковские способы стресс-тестов. Недавно регулятор направил в банки письма с просьбой предоставить информацию о наличии и содержании банковских методик стресс-тестирования, даты их написания, а также название департамента, разработавшего документацию.
Опрошенные «ЭЖ» участники финансового рынка полагают, что подобная мера Центробанка является первым шагом на пути к обязательному внедрению технологии стресс-тестирования. Если подобная идея будет воплощена в жизнь, тогда все без исключения банки обязаны будут приобрести специальные программные комплексы. Специализированных программных комплексов по управлению рисками с учетом положений «Базель II» отечественные разработчики пока не имеют, стоимость такого комплекса за рубежом сегодня составляет, по разным данным, от 7 млн до 10 млн долл. Понятно, что безболезненно «переварить» эту покупку вряд ли смогут мелкие и некоторые средние российские банки. Собственно говоря, даже сама информация о подобных внеплановых затратах может вызвать стресс у многих отечественных банкиров.
«Системное стресс-тестирование, аналогичное тому, что проводится на Западе, в России пока что не осуществляется», – сообщил «ЭЖ» пожелавший остаться неназванным руководитель ответственного за работу с регулятором департамента крупного столичного банка, добавив при этом, что и за рубежом подобная технология еще недостаточно изучена и апробирована.
Банкир, в частности, сравнил методику стресс-тестирования... с генно-модифицированными продуктами: «Однозначно говорить об их отрицательном, равно как и о положительном, влиянии на организм за неимением обстоятельных научных данных на сегодняшний день не приходится».
А так как «польза» стресс-тестирования пока не доказана, пострадавшей стороной можно считать коммерческие банки, которые при внедрении новой технологии понесут колоссальные расходы. Зато однозначно выиграют производители программного обеспечения.
Действительно, эффективность программ стресс-тестирования, по мнению некоторых российских банкиров, на сегодняшний день представляется крайне сомнительной. Доказательства тому – гигантские, и что самое важное, неожиданные и непредсказуемые для всех убытки, которые демонстрируют крупнейшие мировые банковские группы на фоне продолжающегося мирового финансового кризиса. Уж они-то на методологии стресс-тестирования, что называется, собаку съели.
Иного мнения придерживаются в Ассоциации региональных банков (АРБ).
«Обязательное внедрение технологии стресс-тестирования в российских коммерческих банках – вполне нормальный и позитивный процесс», – сообщил «ЭЖ» президент Ассоциации региональных банков (Россия) Анатолий Аксаков. По его мнению, не совсем корректно переносить отрицательный зарубежный опыт на российскую почву. «Западные банки пострадали как раз потому, что проводили крайне агрессивную кредитную политику, пренебрегая при этом методикой стресс-тестирования», – считает г-н А. Аксаков.
Единственной серьезной проблемой, по мнению президента АРБ, является вопрос о стоимости специального программного комплекса для небольших российских банков. А. Аксаков считает, что ЦБ в обязательном порядке должен обеспечить условия для создания собственной эффективной и, главное, доступной по стоимости отечественной программы.