Неудержимый рост цен на продукты питания побуждает государство принимать очередные преференции для сельских товаропроизводителей. На днях вступили в действие поправки в два федеральных закона – «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и «О развитии сельского хозяйства». Государственное вспоможение касается главным образом крупного бизнеса. Слов нет, он заслуживает поддержки. Вот только забота о нем не заслонила бы малые формы предпринимательства на селе.
Средним и крупным хозяйствам повезло. Согласно вступившему в силу Закону от 13.05.2008 № 67-ФЗ 12,7 тыс. сельскохозяйственных организаций получили право повторного их включения в программу финансового оздоровления, чего прежде у них не было. Они получили также возможность реструктуризировать долги по налогам и сборам, доначисленные по результатам налоговых проверок. А суммы эти немаленькие. На начало текущего года только долгов по пеням и штрафам было списано на 30 млрд руб. А сумма общей реструктуризированной задолженности превышает 73 млрд руб. Помимо этого, добросовестным участникам заключенных соглашений предоставляется отсрочка платежа до 2 лет или рассрочка погашения долгов до 3 лет в том случае, если они пострадали от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
По Закону от 11.06.2008 № 83-ФЗ снято ограничение на возмещение агробизнесу за счет бюджетных ассигнований страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования. Отныне субсидии предоставляются в размере не менее 50% уплаченных сумм. Помощь выделяется при страховании рисков гибели или частичной утраты сельскохозяйственной продукции в результате стихийных бедствий. В 2006 году бюджетные компенсации на эти цели в целом по стране превысили 3,3 млрд руб., большая часть которых опять же досталась крупным хозяйствам.
А что, крестьянские хозяйства не заслуживают такого же внимания? За 7 последних лет они увеличили производство зерна и семян подсолнечника более чем в 3 раза, картофеля – в 4 раза, сахарной свеклы – в 5 раз. И это при том, что число фермерских хозяйств сократилось за эти годы с 261,7 тыс. до 255,4 тыс. Соответственно увеличивалась доля фермеров в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств: по зерну — с 8,4% в 2000 году до 20,2% в 2007 году, семенам подсолнечника – с 14,2 до 28,9, картофелю – с 1,1 до 3,4, сахарной свекле – с 4,9% до 11,3%.
Но в прошлом году произошел тревожный спад темпов роста производства – до 4,1% против 18% в 2006 году. А в
2001 году темпы роста производства превышали уровень предыдущего года на 36,2%. Неудивительно, если государство переключило внимание на крупные производства. Хотя 32% населения страны проживает в сельской местности и не всем найдется рабочее место в агропромышленных холдингах. Большинство сельчан работает в небольших крестьянских (фермерских) хозяйствах или в личных подсобных хозяйствах.
А малым формам хозяйствования тоже нужны ясные и прозрачные схемы государственных преференций и в рамках Закона о малом бизнесе, и по государственной программе развития агрокомплекса страны. Они и кредиты-то берут неохотно. На оформление банковских документов фермеру требуется в лучшем случае не меньше месяца. А крестьянина, как известно, день порой год кормит.
По состоянию на 1 июля доля фермерских хозяйств в кредитном портфеле главного аграрного банка страны составляет 7%, или 21,7 млрд руб. Но даже если к ним приплюсовать
51,7 млрд руб. кредитов физических лиц, среди которых и фермеры, и владельцы личных подсобных хозяйств, то и тогда итог в 3 раза меньше, чем сумма кредитов, оформленных в Россельхозбанке крупными товаропроизводителями.
Возглавивший недавно наблюдательный совет агробанка первый вице-премьер Правительства Виктор Зубков уже призывает глав регионов подбирать руководителей предприятий, способных создать крупные конкурентоспособные структуры. В частности, он обещает «этим объединениям – мегафермам, сельхозкомплексам» кредиты на 8—10 лет, помощь при покупке техники и высокоплеменного скота. Монопольной вольнице торговых сетей вице-премьер советует противопоставить «конкурентный сельхозрынок» – рынки «выходного дня» и рынки «с колес».
При таком «дележе» финансовых потоков и рынка сбыта между крупными и мелкими товаропроизводителями фермеры вновь остаются в стороне от нужных и своевременных мер, принимаемых государством.