Желающие подставить главного бухгалтера всегда найдутся, причем прикрываются они, как правило, благими намерениями: «Да я тебе добра желаю! Да я тебя никогда не подставлю!» – и тут же сдают неотработанные или фальсифицированные документы. Этих лиц необходимо выявлять, останавливать, поправлять, что им, естественно, не по нраву. Им хочется использовать служебное положение в личных целях, но чтобы ответственность нес кто-то другой, то есть главбух. В самом деле: «сама виновата, что не заметила».
Чтобы распознать таких «доброхотов», надо хорошо разбираться в схемах, какими они пользуются. Известно, что на первый взгляд любая «серая» схема выглядит как обычная. В настоящее время распространено более 100 «серых» технологий. Например, в 90-х гг. была популярна такая: предприятие – фирма-«однодневка». Все деньги оседают в «однодневке», откуда оперативно обналичиваются. Такую схему научились распознавать.
Сейчас распространена другая методика: предприятие – фирма-«прокладка» – фирма-«однодневка» (до появления опасности). Опять все деньги оседают в «однодневке», откуда быстро обналичиваются. Выстроена эта схема на пробелах в законодательстве. Видите ли, предприятие по баснословным ценам купило товар у фирмы-«прокладки», а за третьих лиц («однодневку», у которой этот товар приобрела фирма-«прокладка» (может, и не приобрела) оно не отвечает.
ВАЖНО
Следует помнить, что случайных лиц в таких схемах не бывает, все участники аффилированы между собой.
Вопрос: «Почему предприятие не купило товар напрямую у изготовителя?» – остался, но его могут и не задать. Все зависит от квалификации проверяющих, а также от других субъективных причин.
Например, унитарные предприятия подчиняются действию Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Так вот, в порядке действия ст. 25 этого Закона руководитель унитарного предприятия, подписывая документы, должен действовать «в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно»; в соответствии со ст. 401 ГК РФ – осуществлять «заботливость и осмотрительность, какая от него требуется по характеру обязательств и обычаям делового оборота»; во избежание возможного иска со стороны собственника имущества унитарного предприятия (п. 3 ст. 25 Закона) располагать достоверной информацией о реальной стоимости контрактов с контрагентами и поставщиками оборудования. Поскольку вторую после директора подпись ставит главный бухгалтер, то вышесказанное – его головная боль. В современных условиях главбуху приходится решать не только задачи по учету имущества и составлению налоговой отчетности, но и вопросы правомерности перечисления денежных средств.
СОВЕТ
Предположим, что, посмотрев в Интернете реальную стоимость контрактов с контрагентами и поставщиками поставляемого программного обеспечения или оборудования, вы, главный бухгалтер, с ужасом увидели, что у них цены в несколько раз выше, чем предлагает изготовитель. Проверяющие структуры заметят скрытое хищение бюджетных средств или нецелевое использование федеральных бюджетных
денежных средств в крупных размерах. Налоговая инспекция увидит нарушение ст. 40 НК РФ – экономически необоснованное превышение расходов и сокрытие прибыли.
Поскольку вы подписываете платежный документ, ваша подпись решающая, поэтому вы несете уголовную ответственность.
Чтобы себя обезопасить и спать спокойно, необходимо найти в Интернете предприятие с указанным ИНН, затем на соответствующем сайте проверить номер строительной лицензии, представленной к договору, а по указанному адресу – его действительность. Вполне возможно, вас ждут умопомрачительные открытия. Например, по указанному адресу находятся несколько фирм с близкими наименованиями (то есть вы попали, извините, в «помойку»), предприятие с указанным ИНН не зарегистрировано, номера строительной лицензии, которую вам представили к договору, в базе данных нет... Что делать в такой ситуации?
Прежде всего следует позвонить в эту фирму, выяснить все из первых уст и попросить, чтобы на поставленные вопросы были даны письменные ответы. Только тогда вы сможете доказать, что не являетесь соучастником темных дел. Однако к такому разговору следует морально подготовиться. Допустим, вы, ничего не подозревая, звоните в фирму, чтобы услышать объяснение причин несоответствий в документах (например, регистрирующие службы не успели внести изменения). Вдруг слышите, как вам кричат: «Что, директоров вздумала поправлять?!» – и далее так же дерзко и грубо. А через несколько минут на ваше предприятие звонит вышестоящее руководство и объявляет, что необходимость вашей работы ставится под сомнение. За что? За то, что вы просто задали вопросы, которые обязательно возникнут у контролирующих органов, и к этому надо быть готовым.
Вот такая реакция выявила заинтересованных и аффилированных лиц.