Новый проект Закона о рекламе вызвал резко негативную реакцию телевизионного сообщества. Документ предусматривает окончательное запрещение рекламы алкоголя и табака на телевидении. Кроме того, он предполагает сокращение рекламы в телеэфире – до 20% в сутки. Полностью же избавить россиян от навязчивой рекламы сможет только создание платного телевидения.
Разработчикам законопроекта пришлось искать компромисс между интересами ТВ-бизнеса, населения и власти. Поэтому, по выражению Валерия Драганова, председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, документ стал своего рода социальным соглашением между представителями различных слоев общества.
Меньше времени, выше цены
Самые жаркие споры вызвали нормы законопроекта, ограничивающие время рекламы на телевидении. Именно здесь столкновение интересов большинства российских граждан, ТВ-компаний и рекламодателей приобрело самый острый характер.
Поправка, лимитирующая телерекламу, довольно неожиданно возникла по инициативе «Единой России» незадолго до второго чтения Закона в Госдуме. Она предполагает, что эфирное время, отводимое под рекламу, должно составлять не более 20% фактического времени трансляции телепрограмм в сутки. Передачи продолжительностью менее 15 минут прерывать рекламой вообще будет нельзя.
Подавляющее число наших граждан, без сомнения, с энтузиазмом воспримут такое изменение в законодательстве. По данным социологов, 75% телезрителей не нравится реклама, которая постоянно мешает им смотреть передачи. Более того, половина россиян не верит ее содержанию.
Но сокращение эфирного времени больно ударит по ТВ-каналам, многие из которых, особенно региональные и коммерческие, существуют только благодаря рекламе. Сами телевизионщики утверждают, что тоже не любят рекламу, но жить без нее не в состоянии.
Среди пострадавших окажутся и отечественные производители, поскольку сокращение эфирного времени на рекламу неизбежно приведет к росту цен. В результате российские компании, только-только начавшие входить во вкус телевизионного способа продвижения своих товаров и услуг, окажутся отрезанными от этого планкой высоких цен.
По мнению Эдуарда Сагалаева, президента Национальной ассоциации телерадиовещателей, лишь транснациональные корпорации смогут оплачивать рекламу по ценам, которые установятся после принятия законопроекта. И нам придется смотреть рекламу «мерседесов» и «фордов», ну, может быть, еще и нашего Газпрома, сотрудники которого, кстати, предпочитают ездить именно на таких машинах.
Здесь, однако, следует учесть, что существующие в нашей стране расценки на телерекламу значительно меньше мировых. Например, в США, по словам известного тележурналиста Владимира Познера, стоимость 1 минуты рекламы в прайм-тайм равняется 600 тыс. дол. Так что резервы роста цен на такие телевизионные услуги в России еще очень велики.
За свои же деньги...
Настоящая проблема заключается в другом. Какими бы высокими ни были цены – платят за все простые граждане, которым при существующей сегодня организации работы телевидения товаропроизводители вместе с ТВ-каналами навязывают рекламные ролики.
На самом деле мы почти полностью оплачиваем работу всех телеканалов, получающих деньги за рекламу, поскольку покупаем отрекламированные товары, в цену заложены эти расходы товаропроизводителей. Похоже, дешевле будет заплатить «за тишину», то есть за отсутствие рекламы.