Дело не только в том, что Закон 1995 года устарел и не отражает реальности современного рекламного рынка. За прошедшее время нормы, регулирующие отношения в области рекламы, появились сразу в нескольких федеральных законах: «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О рынке ценных бумаг», «О лекарственных средствах», «О физической культуре и спорте» и других.
Это приводит к разнобою в толковании законодательства как рекламными агентствами, так и государственными органами, что негативно отражается на рекламном рынке. Поэтому появилась необходимость объединить в рамках единого закона все правила, регулирующие рекламную деятельность.
Проект такого закона Госдума приняла уже в двух чтениях. По мысли его авторов, законодательство о рекламе должно состоять не из множества законов, как сейчас, а из единого закона о рекламе и положений Гражданского кодекса РФ.
Рекламу трактуют по-новому
В проекте документа уточняется само понятие рекламы. Теперь к ней относится распространяемая любым способом, в любой форме и
с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В нем сказано, что он не распространяется на вывески и информационные указатели, не содержащие сообщений рекламного характера. Тем самым предотвращаются споры коммерсантов с госорганами о том, считать ли, например, вывеску с названием фирмы на здании, где расположен ее офис, наружной рекламой (за время действия нынешнего Закона такие споры возникали).
Еще одно важное новшество: ограничения в отношении рекламы отдельных товаров распространяются также на средства индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов (товарный знак, знак обслуживания). Так что если сейчас производители водки могут в завуалированной форме рекламировать свой товар, выпуская минералку с «водочным» названием и похожей этикеткой, то в будущем эта практика будет пресекаться.
В проекте сохранилось требование достоверности и добросовестности рекламной информации. Она не должна содержать некорректных сравнений рекламируемого товара с товарами конкурентов, порочить их честь и достоинство или дискредитировать их товары. А вот существующее сейчас понятие неэтичной рекламы (то есть противоречащей нормам морали) в Проект не вошло – его авторы решили, что сфера этики не может регулироваться юридическими методами.
Данная оговорка может стать отдушиной для производителей алкоголя и табака, на рекламу которых накладываются существенные ограничения. Ведь если нельзя прямо рекламировать сигареты на телевидении, то никто не запрещает делать это не столь явно – через музыкальные клипы или сериалы. Или же рекламировать свою продукцию в печатных СМИ (за исключением первой и последней страниц).
Наружная реклама
В законопроекте более подробно, чем в старом документе, прописана процедура получения разрешения на размещение наружной рекламы.
Его по-прежнему будут выдавать органы местного самоуправления. Такое разрешение должно быть выдано не позднее месяца с того дня, когда заявитель (владелец рекламной конструкции) подаст все необходимые документы. Отказ в выдаче разрешения возможен в случае несоответствия проекта рекламной конструкции требованиям технических регламентов, нарушения требований безопасности движения или градостроительного плана.
Заявитель, не получивший в указанный срок разрешения на установку или получивший отказ, вправе в течение трех месяцев обжаловать действия (бездействие) муниципального органа в суде.
Разрешение выдается не более чем на пять лет. По истечении срока его действия оно продлевается на следующие пять лет неограниченное число раз, если только орган местного самоуправления не примет решения о прекращении его действия. Это решение также можно обжаловать в судебном порядке. Орган местного самоуправления может и аннулировать выданное разрешение на установку рекламной конструкции, если в течение шести месяцев она не будет установлена либо ее владелец нарушит законодательство о рекламе.
Транспорт и Интернет
Проектом предусмотрено существенное ограничение звуковой рекламы на транспорте. Звуковая реклама при пассажирских перевозках допускается только при условии объединения пассажиров индивидуальными средствами или для ее прослушивания. Так что если проект будет принят, звуковая реклама исчезнет из метро и трамваев.
Кроме тех способов распространения рекламы, что официально признаны уже сейчас, «узаконивается» распространение рекламы по сетям электросвязи общего пользования, в том числе по Интернету. Разумеется, этот способ распространения рекламы существует и сейчас, но законодательно он не регулируется. Предусматривается также запрет на так называемый спам, то есть на рассылку рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия адресата.
Разработчики проекта учли последние изменения в Законе РФ от 07.02.92
№ 2300-1 «О защите прав потребителей», в частности положения о дистанционном способе продажи товаров через различные интернет-магазины, «магазины на диване» и т. д. Такой «виртуальный» продавец теперь будет обязан указывать свое фирменное наименование, место нахождения и ИНН.
Реклама алкоголя и табака
Еще одно важное ограничение связано с рекламой этих товаров. Запрещается размещать ее «с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций)». Очевидно, это положение нужно понимать как полный запрет на наружную рекламу данной продукции.
Как и сейчас, реклама алкоголя и табака не должна распространяться в детских, медицинских и спортивных учреждениях. Правда, будет отменено правило, согласно которому этот запрет действует и в пределах 100 метров от таких учреждений.
Кто присмотрит за рекламой
Согласно проекту Закона, должны значительно расшириться права саморегулируемых организаций, в которые объединяются как заказчики рекламы, так и рекламные агентства.
Вместе с Федеральной антимонопольной службой они должны будут следить за соблюдением законодательства о рекламе. Им дадут право представлять законные интересы своих членов в их отношениях с органами власти, участвовать в рассмотрении органом ФАС России дел, возбужденных членов СРО против связи с нарушением законодательства о рекламе, обжаловать в суде акты и действия органов власти, ущемляющие их права и законные интересы.
В саморегулируемые организации можно будет подавать жалобы и на действия рекламных агентств. Нарушителям это будет грозить санкциями вплоть до исключения из своих рядов.
Расширятся и права органов ФАС. Они смогут не только выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, но и предъявлять в суд иски о ликвидации юридических лиц, допустивших неоднократные или грубые нарушения законодательства о рекламе.
В целом можно сделать вывод, что утверждение проекта Закона принесет заказчикам, производителям и распространителям рекламы больше хлопот и ограничений. Впрочем, и у представителей рекламного бизнеса в случае его одобрения появятся определенные плюсы, главный из которых – закрепление в Законе процедур, связанных с разрешением на размещение наружной рекламы.
К СВЕДЕНИЮ
Закон о рекламе также предусматривает:
-
запрещение рекламы в детских телепередачах продолжительностью менее 25 минут;
-
ограничение спонсорской рекламы в детских передачах временем в их начале и перед окончанием;
-
запрещение рекламы в религиозных передачах;
-
при трансляции спортивных соревнований показ рекламы разрешается только в их перерывах или во время остановок;
-
запрещение телерекламы в дни траура.
ЭТО ВАЖНО
Проект не распространяется на упоминания о товаре, а также о его изготовителе или продавце, «органично интегрированные в произведение науки, литературы или искусства». Проще говоря, ограничения, предусмотренные проектом, не будут относиться к завуалированной рекламе, содержащейся в кинофильмах, телесериалах и т. п. А эта сфера бизнеса развивается весьма активно. Один из последних примеров – фильм «Дневной дозор», в который «вмонтировано» несколько рекламных сюжетов.