В строительном комплексе, впрочем как и везде, ощущается острая нехватка квалифицированных работников. Явно прослеживается и несоответствие потребностям отрасли специализаций выпускников вузов и ссузов страны, а также низкий уровень качества их подготовки.
Хотя кадровые вопросы на строительном рынке труда и обладают своей спецификой, решать их можно и нужно теми же способами, что и в других отраслях. К такому выводу пришли участники Комиссии по строительному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей на заседании по теме «Взаимодействие системы отраслевого профессионального образования и строительного сообщества».
В России ежегодно выпускается 21—22 тыс. специалистов в области строительства, в то время как потребность составляет 45—50 тыс. человек. По мнению председателя Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ Бориса Сошенко, не последнюю роль в этом играют непрестижность рабочих специальностей и маленькая зарплата. Ощутимым подспорьем для российских работодателей являются мигранты из стран СНГ, без которых рынок строительных кадров сегодня не может обойтись. Современные образовательные учреждения не готовят тем специальностям, которые требуются строительным компаниям. Способствовать решению проблемы может привлечение интеллектуального и финансового потенциала бизнеса.
Предприниматели настроены положительно и явно расположены к сотрудничеству, основным инструментом которого вице-президент РСПП Андрей Свинаренко считает разработку профессиональных стандартов. «Необходимо разработать конкретный алгоритм сотрудничества в этих рамках: определить обязательства и сроки для всех сторон, после чего потребовать результатов как со стороны системы образования, так и от бизнеса и от государства», — предлагает он.
Но, несмотря на призывы к действию, бизнес-сообщество не слишком активно участвует в образовательном процессе. Так, в эксперименте по образовательному кредитованию, когда вуз, студент и банк вступают в договорные отношения, изъявили желание участвовать несколько десятков вузов. Однако только 9 корпораций, включая 3 строительные компании, приняли подобное решение.
По словам проректора Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса России Александра Герасимова, отсутствие кардинальных изменений в отношениях между профессиональным сообществом и отраслевой образовательной системой даже в среднесрочной перспективе неминуемо приведет к деградации отрасли, срывам программ промышленного и гражданского строительства. В конечном итоге нельзя обеспечить не то что развитие, но и простое воспроизводство строительного комплекса.
Ассоциация строителей России намерена подготовить Меморандум о взаимодействии профессионального строительного сообщества с образовательной системой РФ, в котором будут учтены все предложения и замечания заинтересованных сторон. Но для практической пользы кадровому рынку необходимо, чтобы все предпринимаемые действия послужили предпосылками дальнейшего прогресса и развития сотрудничества. Есть надежда, что четкие пошаговые алгоритмы взаимодействия послужат началом эффективного решения проблем кадровой нехватки в строительной отрасли.
К СВЕДЕНИЮ
Основными приоритетами первого этапа взаимодействия профессионального сообщества строительного комплекса и образовательной системы должны стать:
-
разработка Концепции и Программы взаимодействия профессионального сообщества строительного комплекса и отраслевой образовательной программы;
-
стимулирование субъектов строительного бизнеса к участию в формировании целевого капитала образовательных учреждений, к созданию региональных учебных центров;
-
постановка перед федеральными органами управления образованием вопроса о проведении структурных преобразований в отраслевой образовательной системе, расширении участия профессионального сообщества в реализации регулятивной функции государства в сфере образования (лицензирование, аттестация, аккредитация);
-
лоббирование со стороны профессионального сообщества расширения государственного бюджетного финансирования подготовки специалистов строительной отрасли, увеличение количества бюджетных мест в учебных заведениях;
-
обеспечение совместно с образовательной системой расширения спектра специальностей и специализаций подготовки выпускников ВПО и СПО, их соответствие реалиям современного строительного производства;
-
применительно к строительному комплексу;
-
обеспечение участия профессионального сообщества в разработке государственных стандартов нового поколения и др.
ИСТОЧНИК: АССОЦИАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ