Специальных налоговых режимов у нас слишком много, времени на рассмотрение депутатских законопроектов у Минфина слишком мало, а проблемы с возмещением НДС – это от безысходности. Об этом шла речь на заседании рабочей группы по вопросам совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики при ТПП России.
На самом деле проблем, по мнению замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Александра Иванеева, гораздо больше. И главная из них – уход от налогообложения, с которым налоговики борются всеми возможными способами (разграничения-то между уклонением и оптимизацией на уровне закона нет!). Причем борьба идет не только за бюджет: более льготный режим налогообложения создает организациям необоснованные конкурентные преимущества.
Именно с этой точки зрения А. Иванееву не нравится «размножение» спецрежимов. Сейчас их четыре, но на подходе, по его словам, пятый – для ИТ-компаний. А в рамках спецрежима уровень налоговой нагрузки ниже в разы!
Последние годы номинальная налоговая нагрузка в стране ежегодно снижалась на 1% ВВП. И это вроде как правильно (Президент сказал!). Но в Минфине беспокоятся о последствиях. Ведь если убрать из налоговых доходов НДПИ, экспортные пошлины, то ситуация получается совсем не такая радостная, какой она видится при нынешних ценах на нефть. Единственный налог, не связанный с внешнеэкономической конъюнктурой, – НДС, и трогать его (снижать, а тем паче заменять его на налог с продаж) ни в коем случае нельзя. Правда, о накопленных страной средствах в таких случаях вспоминать не принято…
Поводом для подобных откровений со стороны чиновника послужил доклад члена Экспертного совета «Деловой России» Михаила Абрамова на тему (ни больше ни меньше!) «О концепции налоговой реформы». У нас одна-то налоговая реформа никак не закончится, а тут предложение (прямо скажем, не такое, от которого невозможно отказаться) сформировать концепцию новой!
Представитель Минфина считает, что энергия предпринимательского сообщества должна быть направлена на выработку единой позиции, чтобы не получалось как обычно: на одном обсуждении бизнес говорит одно, а на другом – совершенно другое. И обсуждаться должны конкретные проблемы, а не судьбы страны. От пафосных разговоров толку обычно нет.
В этой связи неплохо бы рабочей группе при ТПП стать той площадкой, где Минфин смог наконец разобраться с проблемами и предложениями бизнеса. А то поступает, понимаешь, депутатский законопроект в министерство (а именно Минфин готовит правительственные заключения на налоговые законопроекты), а вчитаться в него времени и нет (всего месяц!). И в 98% случаев заключение дается отрицательное – так проще. Уже на заседании налогового подкомитета в Госдуме представитель правительства выясняет, что проблема-то на самом деле есть и решать ее надо. Здорово, правда?