Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Центробанк всерьез озаботились вопросом взаимодействия страховщиков и банкиров и обсудили проблемы рынка страхования кредитного залога на заседании экспертного совета при ФАС по защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Антимонопольная служба собирается возбуждать дела о нарушении конкуренции при наличии сговора между банком и страховой компанией в процессе выдачи кредита.
По мнению заместителя Антимонопольной службы Андрея Кашеварова, распространенная практика, при которой страховая компания возвращает часть премии банку, с которым у нее заключено соглашение о сотрудничестве, абсолютно недопустима. Фактически подобная выплата представляет собой пресловутый «откат», и с этим ФАС намерена бороться. Банки имеют право на самостоятельный выбор страховщика залога, однако критерии, по которым он отбирается, должны быть прозрачны и доступны общественности. Необходимо проведение честного тендера-конкурса при выборе компании, страхующей заложенное имущество.
Пока же, как отмечают недовольные представители страхового сообщества, встречается ситуация, когда победу на конкурсах одерживают те, кто не пользуется хорошей репутацией. О причинах остается только догадываться, хотя, говоря начистоту, это «секрет Полишинеля».
Свою лепту в улучшение конкурентной ситуации на рынке собирается внести и ЦБ. Кредитно-денежный регулятор намерен изменить пункт Положения, согласно которому банк, застраховавший залог по кредиту, может уменьшить свои резервы в Центробанке. Теперь страхование залога планируется осуществить исключительно на усмотрение банка – резервы автоматически уменьшаться не будут.
Проблема взаимодействия страховщиков и банков, выделяющих ссуды под залог имущества, давно беспокоит государственных борцов за чистоту конкуренции. Дело в том, что кредитные организации предоставляют кредиты только при условии страхования заемщиками имущества в определенных страховых компаниях, с которыми у банкиров заключены соглашения о сотрудничестве. «Не допущенные к пирогу» страховщики и заемщики зачастую недовольны подобным положением дел, резонно полагая, что они имеют право на наличие большей конкуренции. Страховые компании рассчитывают на привлечение как можно более широкого круга заемщиков-залогодателей, а банковские клиенты, в свою очередь, хотели бы иметь возможность выбора страховщика. На деле же нередко получается: без меня меня женили. Приходит клиент за кредитом в банк, предоставляет залог, и вдруг выясняется, что реальная стоимость кредита оказывается выше, чем анонсированная ранее процентная ставка. Ведь помимо нее заемщик должен еще и уплатить страховой взнос.
При этом возможности выбора страховой компании, предоставляющей более дешевые услуги, он не имеет. Грубо говоря, бал правят банк и страховщик, заключившие договор «о сотрудничестве». Нередко дело доходит до того, что клиент оказывается введенным в полное заблуждение. Например, существуют кредиты на приобретение автомобиля по анонсированной нулевой процентной ставке. Однако на деле оказывается, что заемщик вынужден платить немалые деньги за страхование залога – машины.