В среде так называемых рейдеров-«бизнесменов», занимающихся недружественными поглощениями и слияниями, – привлечение в качестве «сообщников» разнообразных якобы пострадавших миноритарных акционеров давно стало обычной практикой. Но может статься, что у них отберут такую возможность.
В соответствии с действующим сейчас Законом «Об акционерных обществах» и принятым в 2003 году решением Высшего Арбитражного суда РФ любой акционер в течение трех лет может обжаловать решения совета директоров, якобы нарушающие его права. Например, если при избрании нового управляющего органа не все кандидатуры попали в выборный список либо миноритариям было отказано в проведении внеочередного общего собрания акционеров, либо совет директоров «игнорирует» принятое ранее решение. Да и остальные решения согласно позиции арбитражных судей можно легко опротестовать.
Рейдеры всегда активно прибегали к подобным приемам в целях отсуживания в свою пользу имущества и капитала различных компаний.
Но вскоре распространенная в России практика, когда «обиженные» акционеры, преимущественно миноритарные, норовят обжаловать всевозможные решения совета директоров, менеджмента, может уйти в прошлое. По крайней мере прибегать к помощи псевдообиженных граждан недобросовестным собственникам станет труднее. Депутат Госдумы от Новосибирской области Лиана Пепеляева внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий сокращение срока исковой давности обжалования акционерами решений советов директоров с нынешних трех лет до шести месяцев. Идею поддержали МЭРТ и Высший Арбитражный Суд РФ. Причем в изначальном варианте законопроекта предполагалось сократить срок внесения жалоб до трех месяцев. Но МЭРТ не согласился с таким излишне радикальным методом решения проблемы и увеличил протяженность «времени X» до полугода.
Л. Пепеляева считает, что такой временной лаг является компромиссным вариантом, учитывающим интересы как крупных собственников, так и мелких акционеров.
По мнению аналитиков, подобное решение назрело уже давно – корпорации должны быть избавлены от досадных препирательств с разнообразными представителями охотников до чужого добра. В то же время эксперты предрекают некоторое ущемление прав миноритариев. Дело в том, что в нашей стране не развита система их оповещения о решениях, принимаемых руководством компании, в том числе и советом директоров. Если за три года мелкий акционер мог узнать многое о том, что творят верхи, то теперь он такой возможности лишается. Кроме того, есть опасность, что крупные акционеры будут вести себя не совсем корректно и риск принятия ущемляющих права миноритариев решений существенно возрастет.
Кстати, в скором времени положение крупных акционеров серьезно облегчится – ведь начиная с 1 июля 2006 года согласно недавно принятым поправкам в Закон «Об акционерных обществах» владелец более 95% акций компании будет вправе потребовать от небольших собственников продать ему оставшиеся на руках бумаги.