В рамках подготовки к саммиту «большой восьмерки» в России прошла встреча министров финансов. Вроде бы мы впервые на равных с мировыми бонзами (а не в формате 7+1) обсуждали животрепещущие проблемы экономики. Но вот насколько мнение нашей страны было слышно в общем хоре голосов и действительно ли оно чего-то стоит?
Готовясь к встрече в Москве, министры финансов «семерки» (то есть без Алексея Кудрина) предварительно пообщались в Лондоне, где и выработали единую позицию. Одновременно западная пресса вышла с жесткой критикой российской политики и проводимых экономических реформ. В очередной раз нас обвинили в сворачивании демократии, рыночных преобразований и давлении на соседние государства (Украину, Молдавию и Грузию). Но основными претензиями были ЮКОС и «газовая война».
«Если вы являетесь членом «большой восьмерки», вам лучше быть индустриальной демократией, иначе к вам будет много вопросов», – заявила из-за океана американский госсекретарь Кондолиза Райс.
Удивительно, но в день лондонской встречи наш Алексей Кудрин по случайному совпадению встал во фронду к российскому правительству (видимо, позабыв, что он является министром финансов в этом правительстве), обвинив его в неправильном экономическом курсе, не согласившись с:
-
повышением цены отсечения нефтяной с 22 до 27 дол. за баррель нефти (зачем нефтяникам и бюджету страны столько лишних денег – «ЭЖ»);
-
увеличением расходной части бюджета до 350 млрд руб. (по сути, он против нацпроектов – «ЭЖ»);
-
обсуждаемым снижением НДС с 18 до 13%;
-
укреплением рубля, которое ведет к удешевлению импорта и удорожанию экспорта.
Наш министр считает, что России пока самостоятельно о своей судьбе думать рановато, а лучше прислушиваться к мудрым советам мировых финансовых институтов (Всемирного банка и Международного валютного фонда), которые настаивают на сдерживании госрасходов и дальнейшей стерилизации нефтяных доходов.
Так что накануне встречи Россию раскритиковали по всем фронтам. Но нет дыма без огня, и столь масштабное давление без причин не оказывается. Из-за чего же весь сыр-бор?
Естественно, из-за громких слов об энергетической безопасности. Нынешняя холодная зима до предела обострила проблемы обеспечения европейских стран российскими энергоресурсами. Уцепившись за факт январских сбоев в поставках, вызванных «войной» с Украиной, и продолжающегося незаконного отбора газа (70 млн кубометров с начала года), Европа перешла в решительное наступление. Но, вместо того чтобы разобраться с украинским воровством, она почему-то требует отмены монополии Газпрома на транспортировку и экспорт газа.
А Франция настаивает на ратификации Энергетической хартии, которая гарантирует равный доступ к экспортной трубе всем частным производителям.
Таким образом, основную тему июльского саммита – обеспечение энергобезопасности и стабильности мировых поставок сырья – начали обсуждать именно с ликвидации монополии Газпрома на экспорт, вопроса не столько экономического, сколько политического.
Сегодня наше «национальное достояние» – это концерн, в котором государство имеет 51% акций и решающий голос при выборе маршрутов и объемов поставок газа. Это серьезный политический ресурс на мировой арене.
При отмене монополии любая компания, в том числе и иностранная, сможет продавать добытый ею газ по собственной цене, регулятором здесь будет только квота на транспортировку (при пользовании газпромовской трубой). Строительство новых трубопроводов эксперты не прогнозируют, так как необходимые для этого миллиардные инвестиции требуют наличия соответствующих запасов сырья, а они есть только у Газпрома. Но такую возможность исключить нельзя.
А ответить-то нам и нечем. Алексей Кудрин считает, что демонополизация в любой сфере деятельности приносит только положительные результаты и газовый экспорт здесь не исключение. Более того, по его словам, «в перспективе доступ к экспортным трубопроводам станет равным, и уже сейчас вырабатываются правила игры».
В качестве примера он приводит строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ), где Россия и Германия участвуют в проекте с равными долями и преимущества нет ни у кого.
Насколько это будет «полезно» для страны, оценить трудно. Но что беспокоит больше всего, так это невозможность (или нежелание) России противостоять мнению мирового большинства и отстаивать собственные интересы. Ведь даже принципы нашей бюджетной и налоговой политики должны быть одобрены извне.
К СВЕДЕНИЮ
Единая система газоснабжения России (ЕСГ) – производственно-технологический комплекс, включающий объекты добычи, переработки, транспорта и подземного хранения газа – постоянно находится под круглосуточным контролем и управлением диспетчерских подразделений ОАО «Газпром» и является его собственностью. Это крупнейшая в мире газотранспортная система, которая обеспечивает высокий статус компании при реализации совместных проектов с зарубежными партнерами в интересах России.
КСТАТИ
Клод Мандиль, исполнительный директор Международного экономического агентства:
«Газпром – не единственный производитель газа в России, но только он имеет разрешение на экспорт, так как исключительно ему принадлежат газопроводы и трубопроводы».