Создание инвестфонда было своеобразным открытием прошлого года. Несмотря на недовольство Минфина (госинвестиции не поддерживаются нынешними «либералами»), правительство все-таки решилось выделить 70 млрд рублей на инфраструктурную модернизацию. Чиновникам осталось только грамотно выбрать проекты, способствующие созданию на местах новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений и в целом повышению валового регионального продукта.
Источником наполнения инвестфонда является профицит федерального бюджета. Его существование стало возможным во многом благодаря высоким ценам на углеводороды (экспортные пошлины, налог на прибыль).
Благоприятную ценовую конъюнктуру нашей стране необходимо использовать для наращивания экономического роста и диверсификации экономики, ведь, когда цены упадут (а эксперты в этом не сомневаются), мы должны нормально существовать без поступлений от экспорта нефти и газа. Таким образом, через инвестфонд правительство намерено создавать объекты новой экономики, не зависящие от сырьевого рынка и являющиеся альтернативными источниками бюджетных доходов.
По словам заместителя министра экономического развития и торговли Кирилла Андросова, смысл инвестфонда заключается в поиске балансов экономической эффективности и социальной ответственности мер господдержки в формате, когда бизнес занимается коммерческой деятельностью и извлекает прибыль, а государство создает ему для этого наиболее благоприятные условия.
То есть государство не только оказывает услугу, но и стремится максимально повысить ее качество.
Деньги инвестфонда могут использоваться в трех вариантах:
-
софинансирование инвестпроектов (государство и бизнес вкладывают деньги в создание новых хозяйственных объектов);
-
участие в акционерном капитале;
-
госгарантии.
Причем существенное отличие предоставления госгарантий через инвестфонд от действующего механизма состоит в том, что они не «сгорают» в конце отчетного периода, а переходят на следующий в течение всего срока реализации проекта.
Технология работы инвестфонда на первый взгляд кажется достаточно простой: с 20 марта по 20 мая МЭРТ будет собирать заявки от потенциальных инвесторов, затем в течение месяца анализировать представленные проекты, после чего их рассмотрит сначала инвестиционная, а затем правительственная комиссия, которая и вынесет окончательный вердикт.
Но, по мнению К. Андросова, сложность заключается в формировании первоначального пакета документов, так как на этом этапе должны быть представлены заключения инвестиционного консультанта, отраслевого министерства и другие экспертные оценки, делающие разработку инвестиционного проекта достаточно длительным и дорогим занятием.
Таким образом, круг потенциальных инвесторов сразу сильно сужается.
Следующим шагом в продвижении инвестпроекта следует его защита перед инвестиционной комиссией. МЭРТ с приглашенными консультантами (в том числе техническими) будет проверять соответствие проекта тем качественным и количественным показателям, которые лежат в основе отбора (над методикой и критериями оценки проектов сейчас трудятся МЭРТ и Минфин).
Но если качественные показатели, такие как экономическая эффективность, соответствие национальным приоритетам, программе социально-экономического развития РФ, — это, по мнению чиновников, дело вкуса, то количественные — это объективные критерии оценки и анализа проектов. К ним относятся бюджетная и финансовая эффективность, рассчитываемая с помощью таких показателей, как чистая приведенная стоимость проекта, норма доходности, сроки окупаемости и т. д.
Главным же количественным критерием отбора, по мнению чиновников, станет налоговая эффективность, при которой совокупный объем затрат из инвестфонда, приведенный к началу периода (дисконтированный), должен быть меньше, чем совокупный объем дисконтированных прямых эффектов (доходов бюджетов всех уровней). В любом случае коэффициент отношений приведенных налогов к приведенным инвестициям должен быть всегда больше 1.
На последнем этапе правительственная комиссия рассматривает наиболее успешные проекты, простым голосованием определяет их окончательный список и уже на основании ее решения с инвесторами заключаются инвестиционные соглашения.
По словам К. Андросова, как таковых фаворитов в настоящий момент нет, но есть наиболее проработанные проекты. К ним относятся:
-
развитие промышленной зоны в районе Нижнего Приангарья (Красноярский край);
-
строительство нефтехимического комплекса в Татарстане (Нижнекамск);
-
прокладка высокоскоростной трассы Москва — Санкт-Петербург.
Вероятнее всего, что именно эти проекты и будут заявлены на инвестиционную комиссию и получат одобрение у Правительства РФ.