В мае 2008 года Президиум ВАС РФ вынес Постановление № 17869/07 по жалобе участника общества с ограниченной ответственностью о неправомерном отказе директора в выдаче аудитору документов для аудиторской проверки.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью (далее — Общество), права и обязанности его участников регулируются Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон).
Осуществление финансово-хозяйственной деятельности Общества относится к полномочиям его единоличного исполнительного органа, в частности директора, который от имени Общества совершает сделки и заключает договоры.
Высшим органом управления Общества является общее собрание участников.
Перечень вопросов, являющихся исключительной прерогативой общего собрания участников, содержится в п. 2 ст. 33 Закона. В частности, к ним относятся: назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг (подп. 10).
Возникает вопрос: вправе ли участник Общества заключить договор с аудиторской фирмой о проведении документальной и аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности с оплатой услуг за свой счет? Разъяснения по данному вопросу даны Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 13.05.2008 № 17869/07, который рассмотрел жалобу одного из участников Общества, имеющего долю в уставном капитале в размере 50%.
Положения ст. 48 Закона устанавливают 2 различных способа назначения аудиторской поверки. Во-первых, решение о проведении проверки годовых отчетов, балансов и состояния текущих дел Общества может приниматься общим собранием участников с обязательным привлечением профессионального аудитора, отвечающего установленными требованиями (в частности, отсутствие имущественных интересов между аудитором и Обществом, членами совета директоров, единоличным исполнительным органом, членами коллегиального исполнительного органа и участниками Общества). При этом оплата услуг аудитора осуществляется за счет Общества. Во-вторых, она может проводиться по требованию одного из участников выбранным им профессиональным аудитором, причем услуги в этом случае оплачиваются за счет данного участника.
Как установил Президиум ВАС РФ, данная норма применяется без учета положения подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона, поскольку одновременное их применение может привести фактически к лишению участника права контролировать финансово-хозяйственную деятельность Общества. По его мнению, подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона не учитывает различия положений ст. 48, устанавливающей 2 различных способа назначения аудиторской проверки.
Вместе с тем Президиум ВАС отметил, что право участника на получение информации о деятельности Общества и ознакомления с его бухгалтерскими книгами и иной документацией закреплено ст. 8 Закона.
Таким образом, любой участник Общества вправе назначить аудиторскую проверку, заключить договор с профессиональным аудитором, отвечающим требованиям, установленным ст. 48 Закона, и нести расходы на оплату его услуг за свой счет. При этом директор, являющийся единоличным исполнительным органом, обязан представить аудитору необходимые документы для проведения аудиторской проверки.