Обычный житель средней полосы России отдыхает в отпуске за свои кровные, которых порой хватает только на то, чтобы доехать до своего дачного участка. А вот у северян все обстоит иначе. Законодатель обязал тамошних работодателей за свой счет оплачивать работникам проезд в отпуск и обратно в любую точку страны. Но отпускников частенько тянет отдохнуть за границей. Тут и выясняется, что налоговики и работодатели этот закон понимают по-разному.
Факт пересечения границы не привязан к аэропорту вылета
Работники открытого акционерного общества отдыхали по туристическим путевкам за границей. К месту отдыха работники следовали чартерными авиарейсами. ОАО компенсировало своим работникам стоимость проезда к месту проведения отпуска до ближайшего к государственной границе России международного аэропорта, то есть до аэропорта города Сочи, на основании справок Аэрофлота о стоимости перелета из города Москвы до аэропорта города Сочи.
Налоговый орган решил, что в силу ст. 9 Федерального закона от 01.04.93 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным транспортом, пересекает пункт пропуска через государственную границу России в здании аэропорта, открытого для международных сообщений. В данном случае работники пересекали пункт пропуска в здании аэропорта города Москвы, а не города Сочи.
ОАО обжаловало это решение в арбитражном суде.
Суд установил, что ст. 325 ТК РФ предусмотрена оплата работодателями работникам проезда к месту отпуска и обратно в пределах территории России. Оплата проезда за пределами территории России не предусмотрена. Следовательно, лица, выезжающие на отдых за границу, имеют право на оплату стоимости проезда только по территории России.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в представленных работниками справках о стоимости проезда, завышения указанной в справках стоимости проезда либо неправильного исчисления ОАО сумм выплаченных компенсаций налоговым органом не представлено.
Приведенный налоговым органом довод о том, что ОАО представило авиабилеты, не переведенные на русский язык, признан необоснованным. Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять для проверки документы, составленные на иностранном языке, с переводом на русский язык. ИФНС вправе предложить налогоплательщику представить необходимые пояснения и дополнительные сведения, в том числе и перевод авиабилетов на русский язык. ИФНС предоставленным ей правом не воспользовалась.
Суд жалобу ОАО удовлетворил, а ФАС оставил это решение без изменений.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2007 № А26-6333/2006-23)
Понятия «граница» и «пункт пропуска» не тождественны
ИФНС решила, что оплата обществом с ограниченной ответственностью суммы стоимости проезда работника к месту проведения отпуска за границей на основании представленных справок о стоимости авиатарифа не относится к компенсационным выплатам и рассматривается как оплата транспортных расходов в личных интересах налогоплательщика, в связи с чем данные выплаты были включены в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
ООО оспорило это решение в арбитражном суде.
Суд счел ошибочным суждение ИФНС относительно понятия пределов территории России, определение которых дано в ст. 9 Федерального закона от 01.04.93 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», до пункта пропуска в международном аэропорту вылета.
Согласно п. 31 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1084, линией пролета государственной границы России является место пересечения участка воздушной трассы с линией государственной границы России.
Понятие государственной границы и понятие пункта пропуска через государственную границу не являются тождественными.
Довод ИФНС о том, что, используя справки об установленных тарифах, лицо не осуществляет фактического подтверждения затрат на перелет, был отклонен, поскольку возможность оплаты не по реально использованным билетам предусмотрена ст. 325 ТК РФ.
Суд решил, что лицо, приобретающее билет за границу, имеет право на получение компенсационной выплаты в пределах территории России по тарифам до ближайшего к границе авиационного аэропорта.
ФАС это решение оставил без изменений.
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2008 № Ф04-8151/2007(6432-А75-15)
Так сколько стоит чартер?
Учреждение компенсировало своим работникам расходы по оплате стоимости перелета к месту проведения отпуска за границей и обратно, подтвержденные справкой ООО «Агентство воздушных сообщений» о тарифе на перелет регулярным рейсом по маршруту «аэропорт вылета — ближайший от государственной границы России российский аэропорт — аэропорт вылета». По мнению ИФНС, названные выплаты не являются компенсационными и подлежат обложению НДФЛ и ЕСН, поскольку работникам компенсирована не фактическая стоимость проезда, а максимальная стоимость проезда к месту отдыха за границей. Перелеты осуществлялись чартерными рейсами, а ООО «Агентство воздушных сообщений» представило данные о тарифах на регулярные рейсы. В нарушение положений Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в авиабилетах не указаны стоимость перелета, пункт назначения на территории России, билеты оформлены на иностранном языке.
Учреждение обжаловало это решение в арбитражном суде.
Суд установил, что согласно ст. 64 Воздушного кодекса РФ правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. При этом для чартерных перевозок могут устанавливаться договорные цены.
ИФНС не установила, какие цены применялись при чартерной перевозке работников и насколько они отличались от цен на регулярные рейсы, а следовательно, необоснованным и недоказанным является довод налоговой инспекции о том, что спорные расходы работников завышены и не подтверждены документально.
Авиабилет на международные перевозки, в том числе российскими авиаперевозчиками, оформляется по правилам, установленным Международной организацией гражданской авиации и Конвенцией о международной гражданской авиации от 07.12.44, а не Федеральным законом № 129-ФЗ от 21.11.96 «О бухгалтерском учете». Налоговый орган не указал, в какой части спорные авиабилеты не соответствуют перечисленным международным актам.
Суд жалобу учреждения удовлетворил, а ФАС это решение оставил без изменений.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2007 № А26-6988/2006-217)
Считать надо по направлению вылета
ИФНС указала обществу с ограниченной ответственностью, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ, ст. 325 ТК РФ компенсация работодателем своим работникам проезда к месту использования отпуска предусмотрена лишь в пределах России.
Ссылаясь на ст. 11 Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О государственной границе», ИФНС решила, что при следовании работника организации и неработающих членов его семьи в льготный отпуск, место проведения которого находится за пределами России, самолетом из аэропорта, где оборудован пункт пропуска без промежуточной посадки на территории России, пересечением государственной границы будет являться прохождение работника через пункт пропуска через государственную границу, установленный в аэропорту.
ООО обжаловало это решение в арбитражном суде.
Суд установил, что ООО оплатило своим работникам проезд в пределах государственной границы России, и сделал вывод о правомерности неудержания обществом НДФЛ с сумм выплаченных работникам компенсаций по возмещению затрат, понесенных ими в связи с проездом к месту отпуска и обратно до границы России в направлении вылета по справке о стоимости полета по территории России, выданной соответствующей транспортной организацией.
Суд жалобу ООО удовлетворил, а ФАС это решение оставил без изменений.
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2007 № Ф04-7996/2007(40258-А75-7)