Закон, регулирующий деятельность акционерных обществ, вскоре может претерпеть изменения в части уточнения порядка принятия решений советом директоров. Госдума приняла в первом чтении законопроект № 361887-4 «О внесении изменений в ст. 68 Федерального закона «Об акционерных обществах», кардинально меняющий процедуру принятия решений при избрании или досрочном прекращении полномочий исполнительного органа общества, если совет директоров или наблюдательный совет (далее — совет директоров) уклоняется или намеренно затягивает процесс образования исполнительной власти общества.
Казалось бы, изменения вносятся в ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), посвященную заседанию совета директоров, но они привносят принципиально новые правила, влияющие на создание механизма разрешения так называемых тупиковых (dead-lock) ситуаций, когда совет директоров акционерного общества не может принять решения, необходимого для его нормальной деятельности. Это касается вопроса, предусмотренного подп. 9 п. 2 ст. 65 Закона об АО: образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий.
Предпосылкой введения особого порядка принятия решения стали участившиеся случаи, когда акционер, обладающий пакетом акций, который дает ему соответствующее представительство в совете директоров АО и возможность отстаивать свои права и законные интересы, оказывает де-структивное воздействие на деятельность общества, например препятствует назначению исполнительного органа АО. Зачастую решения советом директоров не могут быть приняты в течение длительного времени, что является одним из приемов недобросовестной конкурентной борьбы.
Законопроект призван ограничить возможность блокировать принятие стратегически важного вопроса деятельности и развития акционерного общества. Тем самым его принятие будет способствовать снижению числа корпоративных конфликтов, повышению прозрачности и эффективности управления акционерными обществами. Итак, остановимся подробнее на предлагаемых нововведениях.
Избрание исполнительного органа общества
В частности, предлагается ввести нормы, регламентирующие действия совета директоров при решении вопроса об избрании и досрочном прекращении полномочий исполнительного органа общества. Указанные нормы затронут интересы только тех обществ, в которых компетенция по избранию исполнительной власти отнесена в ведение совета директоров.
Законопроект вводит механизм передачи советом директоров вопроса формирования исполнительного органа общему собранию акционеров. Причем необходимость передачи полномочий одного органа другому обусловлена невозможностью принятия решения советом директоров в двухмесячный период, в течение которого были проведены 2 заседания совета, а решение не принято ни на одном из них по следующим причинам:
-
отсутствие кворума;
-
отсутствие требуемого числа голосов для принятия решения;
-
голосование против принятия решения.
При возникновении ситуации блокирования или затягивания процесса избрания исполнительного органа вопрос будет уже решаться на общем собрании акционеров. В течение 5 дней с даты повторно созванного заседания совета директоров, на котором не было принято решение об исполнительном органе, совет директоров обязан принять решение о созыве общего собрания с аналогичной формулировкой вопроса повестки дня. Кроме того, в повестку дня общего собрания акционеров, созываемого для решения вышеназванного вопроса, должен быть включен вопрос о досрочном прекращении полномочий всего состава совета директоров, который своими действиями или бездействием причиняет убытки обществу. К сожалению, авторы законопроекта не предусмотрели механизм определения размера убытков в случае непринятия решения об образовании исполнительного органа.
Если совет директоров, игнорируя вменяемую обязанность, не примет решения о созыве общего собрания акционеров, законопроект предо- ставляет реализовать такое право лицам, указанным в п. 1 ст. 55 Закона об АО: ревизионной комиссии (ревизору) общества, аудитору общества или акционерам, владеющим не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования.
Следует отметить, что представленный к первому чтению законопроект содержал указание на распространение нового порядка в отношении только открытых акционерных обществ. Правительство РФ в своем заключении отметило необходимость его распространения на все без исключения акционерные общества.
Определение числа голосов для принятия решения
Помимо нововведений, касающихся особого порядка принятия решения об образовании и досрочном прекращении полномочий исполнительного органа общества, законопроект предусматривает изменение числа голосов, позволяющих совету директоров принимать решения на своем заседании.
По общему правилу, которое остается неизменным, решения на заседании совета директоров принимаются большинством голосов членов совета директоров общества, принимающих участие в заседании.
Действующая формулировка п. 3 ст. 68 Закона об АО предоставляет возможность изменять число голосов как в большую, так и в меньшую сторону. Такое отклонение от общего правила должно быть зафиксировано уставом общества или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров. При этом предлагается запретить устанавливать меньшее число голосов для принятия решений.
К СВЕДЕНИЮ
По общему правилу полномочия по формированию исполнительного органа общества находятся в компетенции общего собрания акционеров (подп. 8 п. 1 ст. 48 Закона об АО), которая подп. 9 п. 1 ст. 65 Закона об АО отнесена к альтернативной, означающей возможность ее передачи совету директоров. При этом такое распределение полномочий должно быть предусмотрено в уставе общества.
СПРАВКА
Кворум для проведения заседания совета директоров согласно п. 2 ст. 68 Закона об АО не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров.
Количественный состав совета директоров общества согласно п. 3 ст. 66 Закона об АО определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем 5 членов. Для общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества более 1 тыс. количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее 7 членов. А для общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества более 10 тыс. — менее 9 членов.