Текущую ситуацию и возможные пути реформирования жилищно-коммунального комплекса Среднего Урала рассмотрел Экономический совет при губернаторе Свердловской области.
Cостояние самой проблемной отрасли Среднего Урала характеризуют цифры, которые привел областной министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Шевелев.
Так, в 2007 г. система ЖКХ Свердловской области заработала 82 млрд руб. (7% валового регионального продукта), а ее расходы составили 84 млрд руб. Получается, что жилищно-коммунальное хозяйство несет убытки бюджету региона в сумме около 2 млрд руб.
В сфере ЖКХ задействовано 4,5 тыс. предприятий (67% из них — частные), в которых трудятся 243 тыс. человек, причем за мизерную плату — около 3 тыс. руб.
Работает более 1800 котельных, действующих на разных видах топлива и с разной эффективностью.
Сегодня эффективному функционированию сферы ЖКХ мешает прежде всего 80%-ный износ оборудования. А тепловые сети находятся в таком состоянии, что 60% тепла теряется при его транспортировке. Далеко не во всех домах установлены приборы учета воды, тепла, электроэнергии, которые должны стимулировать экономию ресурсов. Как отметил Ю. Шевелев, только из-за незакрытых кранов, вентилей и задвижек потери воды составляют 29%.
Большие надежды возлагались на реформирование ЖКХ на основе механизмов частно-государственного партнерства. Но до сих пор всего 56 муниципалитетов утвердили программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Нередко причина заключается в инертности самих предприятий ЖКХ. К примеру, только 100 из них имеют инвестиционные программы, а из 74 муниципалитетов области лишь 11 подали заявки на получение средств из Фонда реформирования ЖКХ. Поэтому вместо 2,4 млрд руб. Свердловская область получит из федерального бюджета только 1,1 млрд.
В области разработана региональная программа капитального ремонта жилых домов, переселения граждан из ветхих и аварийных строений. В 2008—2011 гг. на эти цели предполагается израсходовать 14 млрд руб.
Говоря об энергоэффективности, председатель Региональной энергетической комиссии Николай Подкопай привел типичный для всей области пример: котельные в Нижнесергинском районе работают не более чем на треть мощности, а расходы на производство тепла вдвое выше норматива; на покрытие убытков от такой работы район получает дотации из областного бюджета — 20—30 млн руб. в год.
В целом, по данным РЭК, только 22 муниципалитета, а это около 0,5% от общего числа, вышли на самоокупаемость, остальные получают дотации. Между тем с 2010 г. их предоставление будет прекращено. По мнению главы РЭК, предприятиям, которые не смогут организовать деятельность на новых началах, грозит крах.
Еще одна проблема — миллиардные долги предприятий и населения перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. На 1 января 2008 г. они составляли около 7 млрд руб. и за последние месяцы сократились всего на 450 млн руб. Наведение порядка в этой сфере — общегосударственная задача, в отношении неплательщиков принимаются самые строгие меры.
«Из бюджета долги погашаться не будут, — предупредил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. — У нас есть немало других строк расходов: подъем села, строительство дорог, внедрение новейших технологий в медицине и многое другое. А это — либо неумение и нежелание работать, либо просто распущенность».
По 13 муниципальным образованиям, где имеется большая задолженность за потребленные ресурсы (Первоуральск, Дегтярск, Новоуткинск), образованы специальные областные штабы, контролирующие текущую ситуацию и подготовку к отопительному сезону.
Подводя итоги дискуссии, Э. Россель заверил, что никаких послаблений в ходе реформирования ЖКХ никому не будет.
«Мы получили в наследство громоздкую нерыночную систему, потому что при советской власти никто не считал стоимость энергоресурсов. Но жить в этой системе дальше нельзя, надо внедрять передовые технологии, учиться экономить. Так живут все развитые страны, так должна жить и Россия», — заявил губернатор.