Отношение к информационным технологиям со стороны собственников и руководителей бизнеса неоднозначно. Для одних — это мода, которой надо следовать только потому, что это современно, для других — престиж и одно из средств повышения стоимости активов предприятия. Но есть и такие предприниматели, для которых информационные технологии представляют исключительно головную боль и неоправданные дополнительные расходы.
Последние десятилетия информационные технологии (ИТ) все больше и больше проникали в бизнес: это системы автоматизированного проектирования и программы финансового учета, это внедрение штрихкодирования и системы планирования производства и т. п. На сегодняшний день уже и не найдешь предприятие, которое не использовало бы современные технологии хотя бы для бухгалтерского учета. ИТ — это уже не будущее, это настоящее. Крупные предприятия с их оборотами просто не могут позволить себе отказываться от автоматизации. А как обстоят дела с автоматизацией у среднего и малого бизнеса? Их отношению к внедрению информационных технологий как раз и было посвящено последнее исследование «ЭЖ».
В нем приняли участие 195 предприятий из 49 субъектов РФ. Удалось охватить все федеральные округа России и все сферы деятельности организаций. В основном в выборку попали зрелые предприятия (осуществляющие свою деятельность на рынке более 5 лет). Впрочем, молодые предприятия также приняли участие в исследовании. Целью нашего исследования было определение широты и мотивов использования (или неиспользования) информационных технологий на предприятиях.
Скорость, оперативность, экономия
Среди автоматизированных процессов лидирует с большим отрывом, что и понятно, бухгалтерский учет (88,7%), далее идут расчет заработной платы (54,9), управление денежными средствами (44,1) и документооборот (42,1%). Несколько уступают им управление складами (31,8%), управление взаимоотношениями с клиентами (31,3), управленческий учет (30,8) и управление торговлей (28,2%). Однако в ближайшие 2—3 года больше всего респондентов собираются автоматизировать управление взаимоотношениями с клиентами и управление цепочками поставок и логистикой (оба — по 22,2%).
Автоматизацию остальных процессов можно посмотреть на диаграмме 1. Стоит отметить, что в опросе приняло участие примерно равное количество предприятий из 3 основных сфер (производство, торговля, услуги), поэтому не так высока доля специализированных бизнес-процессов (управление торговлей, производством).
Что касается мотивации использования информационных технологий (диагр. 2), то выгод великое множество. Остановимся на ключевых моментах.
По меткому выражению одного из представителей малого бизнеса: «Использование ИТ сегодня — это уже необходимость, а не конкурентное преимущество». Ведь жизнь не стоит на месте, и окружающая действительность быстро меняется. Соответственно для повышения эффективности и производительности всех процессов просто необходимы ИТ. Поскольку, как выразился один из респондентов, «глупо считать столбиком на листочке, если придуман калькулятор».
Предприниматели достаточно активно отвечали на открытый вопрос о том, как они относятся к внедрению на предприятии информационных технологий (стоит заметить, что безусловно положительно относятся 57,9%, положительно — 35,9, нейтрально — 6,2%). Одна из основных причин, способствующих внедрению ИТ, — это сокращение бумажной работы (76,4%). Ведь когда вся информация собрана в непосредственной близости в одном месте — это гораздо удобнее, чем собирать ее в бумажном виде. Однако некоторые все-таки признали, что в сегодняшних российских условиях полностью отказаться от бумажной волокиты не представляется возможным. ИТ позволяют также снизить влияние человеческого фактора (соответственно уменьшить количество ошибок), а часто и уменьшить штат сотрудников. Один из респондентов так и заявил, что платить заработную плату сегодня менее выгодно, чем совершенствовать программное обеспечение.
Снижение издержек компании также можно отнести к плюсам использования ИТ. По заявлению одной из компаний, у них учет технологического процесса дает экономию средств на 20—30% от себестоимости.
Увеличение скорости доступа к информации (75,9%) и, как следствие, получение оперативной информации (60%) также влияют на выбор в пользу ИТ. При этом появляется больше свободного времени. Соответственно его можно использовать более эффективно, что позволяет увеличить прибыль.
К тому же доступность информации способствует всестороннему развитию персонала и повышению его профессионального роста. Таким образом, компании строят следующую логичную цепочку: обучение в любом виде — повышение уровня сотрудников — улучшение обслуживания клиентов — повышение дохода.
Внедрение ИТ способствует развитию предприятия, помогает ему расширять сферу своих интересов. Также автоматизация дает возможность своевременно реагировать на разного рода изменения в деятельности компании.
Главное — не ошибиться
Но у процесса внедрения ИТ есть и оборотная сторона. Ведь выгода от автоматизации бизнес-процессов уравновешивается страхом большой зависимости от нее. Некоторые респонденты предостерегали, что компьютеры не всегда надежны, как может показаться. И многие из плюсов можно получить только при грамотном внедрении информационных технологий на предприятии, поскольку это не всегда простая задача. 21,5% заявили, что проблемы интегрирования систем ИТ являются сдерживающим фактором для многих предприятий.
Приход к единым стандартам, а также приведение многих процессов к одному знаменателю является одним из важнейших факторов использования ИТ. Однако было и такое мнение, что использование информационных технологий не должно быть введено в обязательную систему, а должно быть свободным выбором каждого.
Основными факторами, которые тормозят, по мнению респондентов, развитие ИТ на предприятиях, являются, недостаток навыков у сотрудников (59%) и недостаток времени и ресурсов (51,3%). И если с первым пунктом еще можно справиться, со вторым уже сложнее. Одно из малых предприятий Ленинградской области заявило, что затраты на обслуживание ИТ превосходят их стоимость, поэтому эффект от внедрения отсутствует. Действительно, ресурсы многих предприятий, а также неразвитая компьютерная и сетевая инфраструктура в регионах сказываются на широком внедрении современных технологий. Многие просто ограничиваются минимумом программ, чтобы окончательно не затеряться среди остальных.
Таким образом, информационные технологии не просто все больше заставляют о себе говорить, они становятся неотъемлемой частью бизнеса и, главное, залогом эффективности работы предприятия. Но получить все выгоды возможно только при правильной организации процесса автоматизации.
МНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Правильно организованное использование информационных технологий на производственном предприятии позволяет снизить необоснованные складские запасы, незавершенное производство, следовательно, высвобождает дополнительные оборотные средства, снижает потребность в заемных средствах, снижает себестоимость продукции, что приводит к повышению эффективности производства (Орловская область).