Турецкие страсти

| статьи | печать

Впервые за летний сезон у туристов возник  серьезный повод проверить действенность принятого год назад Закона об обязательном страховании ответственности туроператоров.

 

В конце июня на туристическом рынке разразился скандал с банкротством туроператора «Vasco-Детур».  Компания  успешно работала на российском рынке с 1993 г. и была одним из лидеров по турецкому направлению. Прослышав о проблемах туроператора, менеджмент турецких отелей принялся требовать с российских туристов, приехавших по путевкам «Детура», оплату номеров. На 30.06.2008 в Турции оказались 538 человек, приехавших по путевкам «Детура» и уже однажды оплативших стоимость отеля, но получивших вместо отдыха головную боль.

Общее количество людей, купивших путевки в Турцию через «Детур» на ближайшие месяцы, может достигать нескольких тысяч: по данным Ростуризма, в начале лета этот туроператор отправлял в Турцию до 1500 человек в неделю.

Банкротство крупнейшего туроператора по одному из самых популярных направлений обнаружило слабые стороны Закона об обязательном страховании ответственности туроператоров.  Если руководство «Детура» добровольно не выделит дополнительные средства, компенсировать моральный и материальный ущерб туристам в полном объеме не удастся. В начале лета компания «Детур» перезаключила со страховой компанией «РОСНО» договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта на сумму в 10 млн руб. Это примерно 420 тыс. долл. Хотя «РОСНО» уже заявило о готовности ответить по своим обязательствам, простой расчет показывает, что страховки не хватит.  Одна путевка на две отпускные недели обходится клиенту в 800—1000 долл., так что возместить полную стоимость испорченного отдыха (не говоря о моральном ущербе) за счет страховки можно примерно 400—500 туристам.

Противники Закона о фингарантиях туроператоров еще в прошлом году отмечали, что он плохо защищает интересы клиентов туристических компаний.  В частности, в Законе не предусмотрено дифференциации сумм финансовой гарантии в зависимости от финансового оборота туроператора. В этом случае чем большее число туристов отправлял бы на отдых туроператор, тем на большую сумму ему следовало бы оформить страхование ответственности. В случае с «Детуром» и его тысячами клиентов адекватной, вероятно, была бы фингарантия примерно в 5—10 раз больше той, которая была оформлена.

Тем временем, пока поправки о дифференциации туроператоров в зависимости  от финансового оборота еще не включены в Закон, туристы могут сами обеспечить себе страховку, оформив полис страхования от срыва поездки по любой причине одновременно с приобретением туристической путевки. Правда, таким туристам и Закон об обязательном страховании ответственности туроператоров окажется ни к чему.