Экономика стимулов

| статьи | печать

Качество высокого роста нашей экономики может свести на нет все усилия, направленные на достижение амбициозных целей Стратегии-2020. Поэтому сегодня нужна новая экономическая политика, нацеленная на стимулирование среднего и малого бизнеса в несырьевых отраслях.

 

Сейчас в экономике России не только доминируют, но и все больше укрепляют свое положение сверхкрупные компании. Так, если в 2003 г. выручка 500 крупнейших предприятий, по данным рейтинга «Финанс-500», соответствовала 58% ВВП, то в 2006 г. она равнялась уже 81% ВВП.

При этом сверхкрупные компании в основном принадлежат сырьевому сегменту экономики. Порядка 52,8% совокупной выручки 500 крупнейших фирм приходится на сырьевые гиганты, в то время как доля компаний, работающих в сфере услуг, составляет 34,2%, а на перерабатывающий сектор приходится всего 13%.

В то же время количество малых предприятий на 1 тыс. жителей в России в 10 раз меньше, чем в Италии, в 8,6 раза меньше, чем в Испании, в 5,8 раза меньше, чем в Польше, и в 5,4 раза меньше, чем во Франции.

Сверхцентрализация не только сказывается на темпах и качестве экономического развития, но и порождает в российском обществе неверие в рыночную экономику, низкую предпринимательскую активность и отсутствие частной инициативы.

Другая проблема — высокая налоговая нагрузка на предприятия обрабатывающей промышленности. Ее уровень специально оценивался в опросе «Деловой России», проведенном в марте — апреле 2008 г.

По итогам опроса более 700 предприятий абсолютное большинство респондентов — 80% — оценили современный уровень налоговой нагрузки как высокий. Причем большинство участников опроса (58%) отметили, что существующая ставка НДС в наибольшей степени сдерживает развитие их предприятий.

По расчетам исследователей Всемирного банка и компании «ПрайсвотерхаусКуперс», сделанным в начале нынешнего года, налоговая нагрузка составляет в среднем 51,4% от прибыли предприятий, работающих в несырьевом секторе экономики. Это делает отечественные предприятия неконкурентоспособными по сравнению с фирмами других быстроразвивающимися стран — Китая, Казахстана, Польши, Малайзии. В этих государствах либо уровень налоговой нагрузки составляет в среднем 35—40% от прибыли предприятий, либо широко развита система налоговых каникул и других льгот для отдельных секторов экономки и проектов.

 

Корзина стимулов

Сложившаяся ситуация обостряется из-за высокой инфляции, преодолеть которую, по оценке Минфина, можно, лишь резко сократив увеличение денежной массы, что приведет к снижению инвестиционного и потребительского спроса. Но это, в свою очередь, негативно скажется именно на развитии обрабатывающих отраслей, чья поступательная динамика как раз и основывается на быстром росте спроса.

Ликвидировать диспропорцию между спросом и предложением товаров и услуг, по мнению участников IV Конгресса национального бизнеса, нужно, не сокращая денежное предложение, а наращивая производство отечественной продукции и услуг.

Для этого необходима новая экономическая политика, ориентированная на переход от «экономики директив» к «экономике стимулов». Корзина стимулов, по оценке бизнес-сообщества, может выглядеть следующим образом.

1. Для стимулирования развития частного предпринимательства в несырьевых отраслях и создания равных условий всем секторам экономики нужно уменьшить основную ставку НДС с 18 до 12%, одновременно упростив систему администрирования этого налога.

2. Очень важно вовлечь в бизнес новую волну предпринимателей, способных генерировать и воплощать в жизнь творческие идеи — новые товары, услуги, бизнес-процессы. Для их стимулирования целесообразно предоставить налоговые каникулы сроком минимум на 1 год всем начинающим малым предприятиям, работающим в обрабатывающем секторе.

3. Налоговая система должна стимулировать предпринимателей реинвестировать прибыль в развитие бизнеса. Для этого предстоит ввести специальную льготу по налогу на реинвестированную прибыль. То есть снизить на 50% налог на прибыль, реинвестированную предприятиями в развитие производства, в том числе в покупку новых российских и иностранных производственных активов и технологий.

4. Стимулированию инноваций в производство поможет возмещение предприятиям из суммы налогов, уплачиваемых в бюджет, до 50% стоимости их затрат на НИОКР и внедрение инноваций в производство.

5. Целесообразно выделить развитие «инноваций в менеджменте» как отдельное направление государственной поддержки российских предприятий. Для этого предстоит разработать критерии определения «инновационного менеджмента» и включить их в деятельность уже существующих институтов развития — Российской венчурной компании, Внешэкономбанка др.

6. Некоторые инициативы бизнес-сообщества могут просто шокировать профессиональных финансистов, но на самом деле отражают стремление предпринимателей сосредоточиться на производственных заботах и не тратить время на формальности. Они предлагают перейти от ежеквартальной к ежегодной налоговой отчетности, а также отменить налоговый учет.

7. Чтобы антимонопольная служба заработала в полную силу, необходимо значительно укрепить ее организационные структуры и поднять статус руководителя ФАС до уровня заместителя Председателя Правительства. А топ-менеджеры компаний, преднамеренно создающих монопольное положение своим предприятиям, должны нести ответственность за действия, как за налоговые нарушения.

8. Не забыли предприниматели и свои старые грехи. Они предлагают провести второй этап «налоговой амнистии», распространив ее действие на юридические лица. Тем компаниям, которые добровольно задекларируют доходы и активы, по которым не были выплачены налоги в предыдущие годы, необходимо разрешить уплатить их по ставке 13%, а их менеджеров и руководителей освободить от административной и уголовной ответственности.

9. Для помощи бизнесу в получении инвестиционного капитала в целях развития производства целесообразно придать Центральному банку в законодательном порядке, помимо задач контроля инфляции и валютного курса, функции финансового содействия экономическому росту.

На базе Банка развития предлагается сформировать целую систему государственных финансовых институтов развития, в том числе сеть региональных гарантийных агентств, которые смогут предо-  ставлять госгарантии на часть стоимости оборудования, закупаемого российскими производителями и лизинговыми компаниями.

 

Свое дело

Сконцентрировать усилия державы, направленные на развитие предпринимательства в несырьевых отраслях экономики, может специальная федеральная целевая программа «Свое дело».

Разработка такой программы даст возможность скоординировать деятельность многочисленных министерств и ведомств, которые сейчас реализуют программы, направленные на развитие предпринимательства в отдельных отраслях.

Управление программой должно осуществляться МЭР. Оно может стать разработчиком и «представителем заказчика» — государства при реализации программы в целом и отдельных ее подпрограмм. Речь идет о таких подпрограммах, как «Стимулирование создания гражданами собственного дела», включая учреждение муниципалитетами системы учебных центров, «Развитие аутсорсинга, формирование центров субконтрактации» и др.

Подпрограммы должны реализовываться на принципах проектного управления. Функция управления проектами должна быть передана профессиональным, в том числе иностранным компаниям, которые должны выбираться в результате открытого конкурса, работать за вознаграждение, которое будет зависеть от достижения поставленных в проекте задач (success fee).

В целом же новой модели социально-экономического роста, которая декларируется в Стратегии-2020, должна соответствовать новая экономическая политика. Ее инструментарий должен выступить в роли пристяжных ремней, которые раскрутят маховик инновационного роста.