ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 21 МАЯ 2008 Г. № 110
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РОССИИ 16 ИЮНЯ 2008 Г.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ № 11840
Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В целях совершенствования механизмов контроля за соблюдением страхователями порядка представления установленной отчетности, уплаты страховых взносов и расходования средств на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд социального страхования Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Управляющим региональными отделениями Фонда обеспечить проведение камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Методическими указаниями.
3. Признать утратившими силу Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.07.2003 № 7 «Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.08.2003 № 5009) и Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2004 № 26 «О внесении изменений и дополнений в Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.04.2004 № 5757).
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Фонда С.С. Ковалевского.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ФОНДА С. КАЛАШНИКОВ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания устанавливают единые требования к проведению отделениями (филиалами отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оформлению и реализации результатов этих проверок.
2. Камеральная проверка проводится по месту нахождения отделения (филиала отделения) Фонда путем проверки представленной страхователями отчетности1, а в случаях, предусмотренных настоящими Методическими указаниями, — также иных документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей2, документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Периодичность проведения камеральных проверок страхователей определяется исходя из установленной законодательством Российской Федерации периодичности представления отчетности.
Кроме того, отделениями (филиалами отделения) Фонда проводится камеральная проверка представленных страхователями промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда и документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, при обращении страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога, а также страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, за выделением средств на осуществление (возмещение) указанных расходов.
При обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иных категорий страхователей в случае необходимости может быть проведена наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда также камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов.
4. Камеральная проверка проводится должностными лицами, определяемыми руководителем отделения (филиала отделения) Фонда, без какого-либо специального решения.
5. Камеральной проверкой может быть охвачен отчетный период текущего года, а при выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — также соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
II. Принятие отчетности страхователей и порядок проведения камеральной проверки
6. Камеральная проверка отчетности проводится в течение двух месяцев со дня представления страхователем отчетности в отделение (филиал отделения) Фонда, а камеральная проверка при выделении средств страхователям — в течение 10 дней со дня представления страхователем всех необходимых документов.
7. Целью камеральной проверки является:
контроль за соблюдением страхователем нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования;
выявление и предотвращение нарушений страхователем порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также расходования средств Фонда;
подготовка информации для обеспечения рационального отбора страхователей для проведения документальных выездных проверок.
8. Основными этапами камеральной проверки являются:
проверка полноты представления отчетности, наличие всех документов, необходимых для проведения камеральной проверки;
визуальная проверка правильности оформления установленной отчетности;
проверка правильности применения страхователем тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании класса профессионального риска по основному виду деятельности страхователя, подтвержденному в установленном порядке;
проверка обоснованности применения льгот по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проверка соответствия поступившей в Фонд информации о количестве произошедших страховых случаев данным отчетности;
проверка соблюдения страхователем условий соглашения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проверка правильности арифметического подсчета начисленных и уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей;
проверка своевременности и полноты перечисления в Фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также обоснованности произведенных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; оценку отчетности с точки зрения соответствия имеющимся в исполнительном органе Фонда данным о страхователе.
При выявлении нарушений страхователем установленного порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отделение (филиал отделения) Фонда истребует у страхователя дополнительные сведения, получает объяснения и документы, подтверждающие правильность указанных действий страхователя, либо принимает решение о проведении документальной выездной проверки страхователя.
При проведении камеральной проверки страхователя, имеющего льготы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отделение (филиал отделения) Фонда вправе запросить у него документы, подтверждающие право на указанные льготы (заверенные печатью организации и подписями ее руководителя и главного бухгалтера списки работающих инвалидов с указанием группы инвалидности, номера пенсионного удостоверения, номера и даты выдачи удостоверения, подтверждающего факт установления инвалидности, на каждого инвалида, сведения о величине выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов, и др.).
Страхователь, которому адресовано требование о представлении документов (приложение № 1*), обязан направить их в отделение (филиал отделения) Фонда в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования. Документы представляются в виде заверенных надлежащим образом копий.
В случае если проверяемый страхователь не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, страхователь в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемый страхователь может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (приложение № 2*).
Конкретные формы и методы камеральной проверки отчетности и иных документов, представленных страхователем, ее объем определяются отделениями (филиалами отделений) Фонда исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта работников отделений (филиалов отделений) Фонда.
9. При проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзацы второй и третий пункта 3 настоящих Методических указаний) проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам Фонда, копиями платежных документов, подтверждающих уплату за проверяемый период соответствующих платежей в Фонд, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и др.).
III. Оформление и реализация материалов камеральной проверки
10. Проверенная отчетность подписывается лицом, проводившим камеральную проверку, с указанием даты ее проведения на титульном листе отчетности.
В случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей отчетности на титульном листе отчетности также делается отметка о дате направления страхователю требования об устранении выявленных замечаний.
11. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается страхователю с требованием внести в течение пяти дней соответствующие исправления в отчетность (приложение № 3*).
После внесения страхователем исправлений в отчетность соответствующие изменения заносятся в базу данных отделений (филиалов отделений) Фонда для формирования сводного финансового отчета данного отчетного периода (в случае внесения исправлений в пределах установленного срока представления отчетности) либо следующего отчетного периода (в случае внесения исправлений после истечения установленного срока представления отчетности).
Если страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок, то при наличии оснований полагать, что страхователем допущены правонарушения, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, он рекомендуется для включения в план документальных выездных проверок.
12. По результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицом, проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки (приложения № 4*, 5*) по установленной форме в течение десяти рабочих дней после окончания камеральной проверки.
Акт камеральной проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и страхователем, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
Об отказе страхователя, в отношении которого проводилась проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки должен быть вручен страхователю, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным страхователем (его представителем).
В случае если страхователь, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняется от получения акта проверки (не явившись в отделение (филиал отделения) Фонда или отказывается подписать уведомление о вручении у почтальона), этот факт отражается в акте камеральной проверки, и акт камеральной проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта камеральной проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Страхователь, в отношении которого проводилась камеральная проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Страхователь, в отношении которого проводилась камеральная проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Материалы камеральной проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя, физического лица (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда извещает страхователя заблаговременно (приложение № 6*).
Неявка страхователя, в отношении которого проводилась камеральная проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого страхователя будет признано руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда обязательным для рассмотрения этих материалов.
В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол (приложение № 7*).
IV. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя и порядок взыскания со страхователя недоимки, пеней и штрафов
13. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит одно из нижеперечисленных решений:
решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний3 (приложение № 8*);
решение об отказе в привлечении к ответственности (приложение № 9*).
Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.
14. Решение о привлечении к ответственности выносится при выявлении нарушений в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) Фонда;
неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия);
нарушение установленного срока представления в отделение (филиал отделения) Фонда установленной отчетности.
15. Решение об отказе в привлечении к ответственности выносится при отсутствии нарушений в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по указанному виду страхования.
При этом в случае выявления у страхователя недоимки по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени суммы задолженности фиксируются либо в решении о привлечении к ответственности, либо в решении об отказе в привлечении к ответственности.
В решении о привлечении к ответственности либо в решении об отказе в привлечении к ответственности указывается срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение в порядке, определенном законодательством.
Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
16. Копия решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда вручается страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем).
17. На основании решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, вынесенного руководителем отделения (филиала отделения) Фонда по результатам проверки, отделение (филиал отделения) Фонда направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей4 (приложение № 10*).
18. Требование об уплате направляется страхователю в десятидневный срок с момента вступления в силу соответствующего решения.
19. Требование об уплате передается руководителю организации (обособленного подразделения) или физическому лицу (их представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Если указанные лица уклоняются от получения требования об уплате, отделением (филиалом отделения) Фонда делается соответствующая отметка в требовании, после чего указанное требование направляется страхователю по почте заказным письмом, которое считается полученным страхователем по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
20. Срок исполнения обязанности по уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов, указываемый в требовании, определяется отделением (филиалом отделения) Фонда. При этом требование об уплате должно быть исполнено в течение десяти календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
21. При невыполнении страхователем требования об уплате в установленный срок отделение (филиал отделения) Фонда осуществляет взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в принудительном порядке.
22. В случае неуплаты или неполной уплаты недоимки по страховым взносам, пени и штрафов страхователями-организациями, а также штрафов индивидуальными предпринимателями взыскание производится в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя в банках, а при их недостаточности — за счет имущества страхователя.
23. Взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке5 (приложение № 11*) путем направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения на списание и перечисление на счет отделения (филиала отделения) Фонда необходимых денежных средств со счетов страхователя.
Решение о взыскании принимается руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и должно быть доведено до сведения страхователя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае отделение (филиал отделения) Фонда может обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам, пени и штрафов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов.
В случае невозможности вручения решения о взыскании страхователю под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
24. Поручение на списание направляется в банк, в котором открыты счета страхователя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
25. Поручение отделения (филиала отделения) Фонда на перечисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафов должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафов, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов страхователя, за исключением взыскания недоимки по страховым взносам, пени и штрафов с депозитного счета страхователя, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора отделение (филиал отделения) Фонда вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет страхователя, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение отделения (филиала отделения) Фонда на перечисление страховых взносов, пени и штрафов.
26. Поручение отделения (филиала отделения) Фонда на перечисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафов исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов, пени и штрафов производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов, пени и штрафов производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя в день получения банком поручения отделения (филиала отделения) Фонда на перечисление страховых взносов, пени и штрафов такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя или при отсутствии информации о счетах страхователя отделение (филиал отделения) Фонда вправе взыскать недоимку по страховым взносам, пени и штрафы за счет иного имущества страхователя.
27. Взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя (приложение № 12*) путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления (приложение № 13*) судебному приставу-исполнителю в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»6.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пени и штрафов.
28. Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя подписывается руководителем отделения Фонда и заверяется гербовой печатью отделения Фонда.
29. Исполнительные действия должны быть совершены, а требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя производится последовательно.
В случае взыскания недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества, не являющегося денежными средствами страхователя, обязанность по уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов считается исполненной с момента реализации имущества страхователя и погашения задолженности страхователя за счет вырученных сумм.
30. Отделение (филиал отделения) Фонда не вправе приобретать имущество страхователя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя.
31. Взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов со страхователей — физических лиц осуществляется в судебном порядке путем направления искового заявления в суд.
32. Отделение (филиал отделения) Фонда направляет заявление о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов, в том числе денежных средств страхователя — физического лица, в арбитражный суд, если страхователь является индивидуальным предпринимателем, либо в суд общей юрисдикции, если страхователь не имеет статуса индивидуального предпринимателя.
33. В соответствии со статьей 115 части первой Налогового кодекса Российской Федерации7 отделение (филиал отделения) Фонда может обратиться в суд с иском о взыскании недоимки, пени и штрафов с индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Исковое заявление о взыскании недоимки, пени и штрафов с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1—3 пункта 2 статьи 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, может быть подано отделением (филиалом отделения) Фонда в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате.
34. При выявлении нарушений соглашений о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится начисление пени с даты задержки перечисления текущих платежей в Фонд и (или) платежей, установленных графиком погашения задолженности, взыскание которых производится в установленном действующим законодательством порядке, и готовится приказ о расторжении соглашения.
35. При выявлении по результатам камеральной проверки недоимки по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд, исполнительным органом Фонда выносится решение о направлении уведомления о наличии задолженности (принимается в течение десяти дней со дня окончания камеральной проверки) (приложение № 14*), затем страхователю направляется уведомление о наличии задолженности по страховым взносам (приложение № 15*). При неуплате страхователем задолженности принимается решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов (приложение № 16*) с месяца, следующего за последним месяцем, за которым уплачены страховые взносы.
При выявлении у страхователя — плательщика единого социального налога по результатам камеральной проверки нарушения законодательства при расходовании средств обязательного социального страхования исполнительным органом Фонда в течение десяти дней выносится решение о непринятии к зачету расходов (приложение № 17*) с предложением внести корректировку в отчетность (в течение десяти дней со дня его вынесения направляется в соответствующий налоговый орган).
36. По результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при представлении страхователем всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации в части расходования средств Фонда отделение (филиал отделения) Фонда выделяет на основании решения (приложения № 18*) страхователю средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке.
1Под отчетностью понимается расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 № 111 (Письмом Минюста России от 13.01.2005 № 01/80-ВЯ, документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), в редакции Постановлений Фонда от 31.03.2006 № 37 (Письмом Минюста России от 25.04.2006 № 01/3294-ЕЗ документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), от 19.01.2007 № 11 (Письмом Минюста России от 02.03.2007 № 01/1757-АБ документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), от 27.07.2007 № 165 (Письмом Минюста России от 03.08.2007 № 01/7682-АА документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), от 21.08.2007 № 192 (Письмом Минюста России от 06.09.2007 № 01/8835-АБ документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), и отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а ФСС РФ), утвержденный Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2003 № 46 (Письмом Минюста России от 16.05.2003 № 07/4857-ЮД документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), в редакции Постановлений Фонда от 31.03.2006 № 37 (Письмом Минюста России от 25.04.2006 № 01/3294-ЕЗ документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), от 19.01.2007 № 11 (Письмом Минюста России от 02.03.2007 № 01/1757-АБ документ признан не нуждающимся в государственной регистрации).
2Страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 1, ст. 5).
3Далее — решение о привлечении к ответственности.
4Далее — требование об уплате.
5Далее — решение о взыскании.
6Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849.
7Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824, ст. 3825; 1999, № 14, ст. 1649; № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134, № 32, ст. 3341; 2001, № 53 (ч. I), ст. 5016, ст. 5026; 2002, № 1 (ч. I), ст. 2, № 6, ст. 625; 2003, № 22, ст. 2066, № 23, ст. 2174, № 27 (ч. I), ст. 2700, № 28, ст. 2873, № 52 (часть I), ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711, № 31, ст. 3231, № 45, ст. 4377; 2005, № 27, ст. 2717, № 45, ст. 4585; 2006, № 31 (ч. I), ст. 3436; 2007, № 1 (ч. I), ст. 28, ст. 31, № 18, ст. 2118, № 22, ст. 2563.