Одним из стратегических путей решения эколого-экономических проблем на промышленных предприятиях являются разработка и внедрение Международных стандартов ИСО серии 14000 «Системы управления в области охраны окружающей среды». Банк данных экологических мероприятий, создаваемый на основе зарубежного и отечественного опыта по отраслям промышленности, поможет предприятиям совершенствовать свою деятельность с учетом местных условий и облегчит прохождение экологической экспертизы.
Стандарты серии ИСО 14000 устанавливают требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Интерес к системе экологического менеджмента (СЭМ), а также необходимость ее внедрения в различных странах мира постоянно растут, о чем свидетельствуют результаты анализа. Сертификация на соответствие требованиям стандарта является одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.
В России работы по внедрению и сертификации систем экологического управления начались в 1998 году. Лидером является Япония — 23 466 сертифицированных предприятий по стандарту 1401, а из европейских стран — Испания (8620 предприятий).
«Содержание» и требования экологического менеджмента
Экологический менеджмент, являясь комплексом специальных экологизированных административных, экономических и информационных управленческих процедур, мероприятий и применяемых методов, включает в себя:
-
административное принуждение, разрешения и льготы в правах по поводу рационального природопользования, эффективной охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (штрафы, запреты, лицензии, ускоренная амортизация природоохранного оборудования, сертификаты и так далее);
-
экономические стимулы и ограничения (санкции) экологически значимой деятельности (экологические налоги и платежи, льготные кредиты на природоохранные и другие экологические виды работ, дотации и субсидии, экологическое страхование и другие);
-
информационные процедуры (экологический мониторинг, экологическая экспертиза, экологический аудит и др.), обеспечивающие своевременное поступление информации к лицам, принимающим решения. Сюда же относятся косвенные меры и методы экологического образования, просвещения и воспитания, а также реклама.
Анализ всех возможных выгод и последствий от внедрения СЭМ позволяет обеспечить уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на 3 уровнях:
-
организационном (через улучшение экологического «поведения» корпораций);
-
национальном (через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и в качестве компонента государственной экологической политики);
международном (через улучшение условий международной торговли).
Ключевым понятием ИСО серии 14000 является СЭМ в организации (предприятии или компании). Требования ИСО 14001 предполагают, что соответствие или несоответствие им деятельности конкретной организации устанавливается с высокой степенью определенности и является предметом формальной сертификации.
ИСО 14004 содержит более развернутое руководство по созданию СЭМ, серия документов 14010 определяет принципы аудита, серия 14040 — методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации.
В широком смысле в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план — осуществление — проверка — пересмотр плана» (см. схему). СЭМ определяется как часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и ее экологических аспектов. Все процедуры, их результаты, данные мониторинга документируются.
Экологические мероприятия
Обязательства, которые берет на себя организация посредством разработки и внедрения экологической политики, конкретизируются через установление целевых и плановых экологических показателей. На начальном этапе создания и внедрения СЭМ эти работы выполняют обычно консалтинговые фирмы. Дальнейшее функционирование системы поддерживается непосредственно специалистами предприятия, которые не всегда могут оценить эколого-экономический эффект от применения того или иного мероприятия. Поэтому обоснованный выбор и применение новых нетрадиционных подходов к улучшению качества окружающей среды на предприятии и прилегающих территориях возможны только на базе апробированных решений. Эти сведения должны содержать не только получаемые экологические результаты, но и экономические характеристики мероприятия.
Инновационные мероприятия, используемые в различных отраслях промышленности, довольно многообразны, и показатели их технического оформления даются непосредственными разработчиками.
Поэтому целесообразно Департаменту природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) Правительства Москвы создать банк данных инновационных мероприятий по компонентам воздействия на окружающую среду. Они содержат результаты снижения негативного воздействия, которые получены при их апробации, а также технические и экономические характеристики.
При применении экологических мероприятий следует указывать снижение негативного воздействия по каждой компоненте окружающей среды с соответствующими ссылками (см. табл.).
Если мероприятие не имеет сведений о результатах его практического применения, то делается запрос у его разработчиков либо по заданию ДПиООС или соответствующего заинтересованного министерства проводятся научные исследования, которые дадут реальные результаты внедрения инновационных предложений. Только после этого предложение или мероприятие может включаться в реестр банка и рассматриваться как готовый продукт к применению.
Такие банки данных необходимы для совершенствования процессов деятельности промышленных предприятий, для проектирования и строительства объектов промышленности с ориентацией на применение современных методов улучшения качества городской среды, для тиражирования их на других предприятиях в различных городах с учетом местных условий, а также для применения при экологической экспертизе проектов.
Требования, предъявляемые к организации СЭМ
· Наличие экологической политики — специального документа о намерениях и принципах организации, который служит основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика соответствует масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании, и содержит заявление о стремлении к соответствию нормативам и к «постоянному улучшению» и «предотвращению загрязнений». Документ доводится до сведения всех сотрудников и должен быть доступным общественности.
· Организация соблюдает и вырабатывает процедуры определения значимых воздействий на окружающую среду, связанных непосредственно с деятельностью, продуктами и услугами.
· Организация вырабатывает экологические цели и задачи, которые основываются на экологической политике и определяются для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке принимаются во внимание взгляды «заинтересованных сторон» — стейкхолдеров.
· Для достижения поставленных целей организацией вырабатывается программа экологического менеджмента, которая определяет ответственных, средства и сроки для достижения поставленных целей и задач.
· Для обеспечения работы СЭМ назначается ответственный за ее работу, в обязанности которого входит периодическая информация руководства о работе системы.
· Персонал проходит обязательное обучение внедрению и функционированию системы на предприятии, а также действиям во внештатных (аварийных) ситуациях.
· Организация осуществляет мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая оказывает существенное воздействие на окружающую среду, устанавливает процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.
· Проводится периодический аудит СЭМ с целью выяснения:
· — соответствия ее критериям, установленным организацией, и требованиям стандарта ИСО 14001;
· — внедрения и надлежащей работы системы (аудит проводится как самой компанией, так и внешней стороной с последующей информацией о результатах руководства компании).
· По результатам аудита руководство организации периодически рассматривает работу СЭМ с точки зрения ее адекватности и эффективности, необходимости внесения изменений в экологическую политику, цели и др. ее элементы.
ФОРМА БАНКА ДАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ОС)
Наименование мероприятия |
Воздействие на ОС |
Сравнение с существу- ющими тех- нологиями |
Стоимость |
Негативные факторы |
Примечания |
1. Использова- ние газового топлива для автомобилей различного назначения |
Снижается загрязнение воздушной среды, почв, ливневых стоков |
Пробег авто- мобиля на 100 км на 12% больше, чем при ис- пользова- нии бензи- на марки А-92 |
На 20% стои- мость пробе- га на 100 км автотранспор- том меньше, чем при ис- пользовании бензина мар- ки А-92 |
Ограничена наружная температура (при t > 32ҐC), возможны са- мопроизволь- ные взрывы заправочных баллонов |
Технические и стоимостные характеристики принимаются по данным из- готовителя |
1.1 |
Воздушная среда — уменьшение загрязнения атмосферно- го воздуха |
Конкретные данные по результатам исследова- ний |
|
|
Косвенно улучшает здоровье населения |
1.2 |
Почвогрунты — уменьшение загрязнения почв, почво- грунтов, газонов |
Конкретные данные по результатам исследований
|
|
|
Косвенно улучшает произрастание зеленых насаждений |
1.3 |
Ливневые стоки города содержат меньшее количество тяжелых металлов |
Конкретные данные по результатам исследований
|
|
|
Косвенно улучшает состояние поверхностных вод водоемов и рек |