Проблема бесконтрольных миграционных потоков в СНГ чрезвычайно обострилась, констатировали в июне эксперты на минском заседании Исполнительного комитета Содружества, а затем на экономическом форуме торгово-промышленных палат в Астане.
Совет глав стран СНГ еще 5 октября 2007 г. в Душанбе учредил единый орган — Совет руководителей миграционных органов, который должен координировать весь спектр миграционных проблем. Но ситуация осложняется тем, что в государствах Содружества вопросы регулирования миграции находятся в компетенции разных ведомств, преследующих различные интересы и цели.
Федеральная миграционная служба (ФМС) России утверждает, что введенное в прошлом году новое российское миграционное законодательство существенно упростило процедуру учета иностранцев, что позволило в 2 раза увеличить число зарегистрированных граждан (свыше 6 млн) и выдать разрешение на работу более 2 млн человек.
В 2007 г. Россия впервые ввела квоту на иностранных работников, пересекающих границу в безвизовом режиме, а сумма штрафа за каждого нелегала на производстве поднята до 800 тыс. руб. Эти меры, по заключению ФМС, позволили снизить объем нелегальной трудовой миграции как минимум в 2 раза, и сегодня нелегалов в стране не больше 5—7 млн.
Казахстан пошел по тому же пути и в прошлом году провел акцию по легализации трудовых мигрантов из стран СНГ. Однако, по наблюдению председателя Сената парламента Республики Казахстан Касыма-Жомарт Кемелулы, административная лояльность лишь стимулировала новую волну иммигрантов в страну.
Кыргызстан тоже решил серьезно заняться собственными кадрами. В стране действует Центр независимой профессиональной оценки квалификации взрослого населения. Торгово-промышленная палата республики второй год реализует проект по вовлечению работодателей в процесс подготовки и переподготовки специалистов, а также оценки качества работы учебных заведений и предлагает создать единые для СНГ образовательные стандарты, чтобы, например, плотник, подготовленный в Нарыне или Таласе, соответствовал требованиям, предъявляемым рабочим в Томске или Москве.
Молдова в нынешнем году надеется на инвестиционный бум, который обеспечит особо благоприятный налоговый климат и автономные торговые преференции, предоставленные стране Евросоюзом. Поэтому молдаване, как и киргизы, взялись за подготовку квалифицированных специалистов, но не на экспорт, а для внутреннего пользования. Так что молдавских гастарбайтеров в России может поубавиться.
Совет руководителей торгово-промышленных палат СНГ 18 июня 2008 г. на экономическом форуме в Астане (Казахстан) обобщил все предложения коллег и одобрил инициативу ТПП России по развитию информационного портала, в котором будут собраны сведения обо всех перемещениях трудовых мигрантов. Совет ТПП Содружества объявил, что намерен на его основе учредить некий межгосударственный банк данных по спросу и предложению рабочей силы. Этот единый институт СНГ будет координировать подготовку и переподготовку специалистов, а также вести мониторинг условий труда и быта мигрантов в странах СНГ. В Астане также был одобрен проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей в СНГ, которую главы правительств стран СНГ могут подписать в ноябре 2008 г. на заседании Совета в Бишкеке (Киргизская Республика).
К СВЕДЕНИЮ
По прогнозу Росстата, к 2010 г. миграционный поток в Россию может вырасти до 19 млн человек при российском дефиците трудовых ресурсов в 2 раза меньше (в пределах 9 млн человек).
НА БЕРЕГУ НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖД
Ситуацию комментирует заместитель директора Департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проектов Исполкома СНГ Филипп ЛОЗОВАН:
— Неравномерное социально-экономическое развитие и несогласованная миграционно-трудовая политика стран Содружества раскачивают стихийные волны людских потоков.
По оценкам Межгосударственного статистического комитета СНГ, трудовые ресурсы интеграционного объединения составляют около 175 млн человек. При этом число официально зарегистрированных безработных по Содружеству колеблется от 0,3% в Узбекистане до 8,3% в Кыргызстане. Дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу растет. И то, что казалось странным и несуразным еще 10—15 лет назад, теперь стало реальностью для многих экономик: на местных рынках не хватает квалифицированных кадров, причем подчас в традиционно развитых отраслях экономики, а качество подготовки специалистов не соответствует рыночному спросу. Что особенно печально, невостребованными остаются молодые люди, которые только-только получили профессию и определенную квалификацию и сразу оказались невостребованными на рынках труда.
Экономический совет СНГ еще в декабре 2000 г. одобрил Концепцию поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств — участников СНГ. Этот интеграционный документ был призван создать условия для беспрепятственного перемещения рабочей силы по территории Содружества с учетом баланса социальных и экономических интересов и особенностей национального законодательства каждого государства.
Однако Концепция осталась бумажным «памятником» добрых пожеланий и намерений, а плодотворная идея создания общего рынка труда СНГ была сведена к полицейской борьбе с нелегальной миграцией. Проекты, без которых невозможно эффективно использовать иностранных рабочих, закрыты или отложены. Так, признано нецелесообразным создание Единой автоматизированной базы данных состояния национальных рынков рабочей силы и системы мониторинга свободных рабочих мест. Ненужными оказались разработки требований к образовательным стандартам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан. Более 7 лет эксперты СНГ не могут сформулировать План мероприятий создания нормативной базы по труду, а также создать Межгосударственный классификатор рабочих профессий и должностей служащих.
Россия и Казахстан больше других партнеров по СНГ страдают от бессистемного наплыва рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Но массовая миграция стала бичом и для стран-доноров, где наблюдается исход специалистов, а как следствие, застой экономического развития и рост социальной напряженности в обществе.
Общий рынок труда Содружества хоть и не закреплен нормативно-правовыми документами, не организован, но он есть. Страны-реципиенты устанавливают квоты на иностранную рабочую силу из ближнего зарубежья. А Межгосударственный статистический комитет СНГ обобщает данные национальных рынков труда.
Но продолжая плыть по течению, страны СНГ постепенно переходят в формат двусторонних и групповых отношений (ЕврАзЭС и других интеграционных объединений), пытаясь на локальном уровне решить социально-трудовые проблемы перехода к более глубокой интеграции. Успехи на этих площадках, а также исторические взаимосвязи и взаимозависимости создают предпосылки для формирования единого эффективного общего рынка труда со 175-миллионным ресурсом вопреки всем бюрократическим препонам.
Естественно, одними только правовыми нормами и укреплением взаимодействия ведомств тут не обойтись. Проблему можно решать, балансируя спрос и предложение на рабочую силу. Но для этого надо создать базу данных трудовых ресурсов, классификатор профессий и должностей, согласованно и целенаправленно готовить специалистов. В этот процесс должны быть включены все заинтересованные организации СНГ: социально-экономические ведомства государств, бизнес-сообщества (работодатели), агентства занятости (в том числе и частные), профсоюзы, то есть все гражданское общество. Именно такой подход, согласованный на всех горизонтальных уровнях, сможет обеспечить принятие оптимальных решений по столь сложной проблеме. В противном случае вопросы трудовой миграции не найдут полноценной реализации.
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ ИЗ СТРАН СНГ, ЧЕЛ.
1997 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Прибывшие в Рос- сийскую Федера- цию — всего |
597 651 |
359 330 |
184 612 |
129 144 |
119 157 |
177 230 |
186 380 |
286 956 |
в том числе: из стран СНГ |
571 903 |
346 774 |
175 068 |
119 661 |
110 374 |
168 598 |
177 657 |
273 872 |
Азербайджан |
29 878 |
14 906 |
5635 |
4277 |
2584 |
4600 |
8900 |
20 968 |
Армения |
19 123 |
15 951 |
6802 |
5124 |
3057 |
7581 |
12 949 |
30 751 |
Беларусь |
17 575 |
10 274 |
6841 |
5309 |
5650 |
6797 |
5619 |
6030 |
Грузия |
24 517 |
20 213 |
7128 |
5540 |
4886 |
5497 |
6806 |
10 595 |
Казахстан |
235 903 |
124 903 |
55 706 |
29 552 |
40 150 |
51 945 |
38 606 |
40 258 |
Киргизия |
13 752 |
15 536 |
13 139 |
6948 |
9511 |
15 592 |
15 669 |
24 731 |
Республика Молдова |
13 750 |
11 652 |
7562 |
6391 |
4816 |
6569 |
8649 |
14 090 |
Таджикистан |
23 053 |
11 043 |
5967 |
5346 |
3339 |
4717 |
6523 |
17 309 |
Туркмения |
16 501 |
6738 |
4531 |
6299 |
3734 |
4104 |
4089 |
4846 |
Узбекистан |
39 620 |
40 810 |
24 951 |
21 457 |
14 948 |
30 436 |
37 126 |
52 802 |
Украина |
138 231 |
74 748 |
36 806 |
23 418 |
17 699 |
30 760 |
32 721 |
51 492 |
ИСТОЧНИК: РОССТАТ
ЧИСЛЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В 2007 ГОДУ, МЛН ЧЕЛ.
Государство |
Всего населения |
Трудовые ресурсы |
Азербайджан |
8,6 |
5,4 |
Армения |
3,2 |
2,1 |
Беларусь |
9,7 |
6,2 |
Грузия |
4,4 |
2,4 |
Казахстан |
15,62 |
10,0 |
Кыргызстан |
5,2 |
3,0 |
Молдова |
3,6 |
1,7 |
Россия |
142,0 |
92,4 |
Таджикистан |
7,2 |
4,0 |
Туркменистан |
6,7 |
3,6 |
Узбекистан |
27,7 |
14,4 |
Украина |
46,22 |
30,6 |
ИТОГО |
280,1 |
174,8 |
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЛУЖБАХ ЗАНЯТОСТИ (НА КОНЕЦ ГОДА), ТЫС. ЧЕЛ.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Азербайджан |
56 |
56 |
54 |
51 |
Армения |
109 |
89 |
85 |
75 |
Беларусь |
83 |
68 |
52 |
44 |
Грузия |
47 |
30 |
32 |
31 |
Казахстан |
118 |
94 |
75 |
55 |
Кыргызстан |
58 |
68 |
73 |
71 |
Молдова |
21 |
22 |
20 |
19 |
Россия |
1920 |
1830 |
1742 |
1553 |
Таджикистан |
39 |
44 |
47 |
52 |
Туркменистан |
... |
... |
... |
... |
Узбекистан |
35 |
34 |
37 |
36 |
Украина |
982 |
882 |
759 |
642 |
По Содружеству |
3467 |
3210 |
2976 |
2629 |
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОЛЛ.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Азербайджан |
101,2 |
130,7 |
166,8 |
249,4 |
Армения |
81,4 |
113,7 |
149,7 |
226,5 |
Беларусь |
160,6 |
215,2 |
271,2 |
326,2 |
Грузия |
81,8 |
112,8 |
… |
… |
Казахстан |
208,3 |
256,3 |
323,5 |
434,4 |
Кыргызстан |
52,5 |
63,7 |
81,4 |
107,0 |
Молдова |
89,5 |
104,7 |
129,2 |
170,0 |
Россия |
234,0 |
302,5 |
391,1 |
529,0 |
Таджикистан |
20,8 |
26,8 |
35,2 |
53,1 |
Узбекистан |
52,2 |
… |
… |
… |
Украина |
110,8 |
157,3 |
206,2 |
267,5 |
ИСТОЧНИК: СОВЕТ ТПП СНГ