Определение Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. № КАС08-232

| статьи | печать

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТ 10 ИЮНЯ 2008 Г. № КАС08-232

 

Форма бланка строгой отчетности

«Туристская путевка» признана действующей

 

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.

членов коллегии: Пирожкова В.Н., Манохиной Г.В.

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нетупского Павла Иосифовича о признании недействующим Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 июля 2007 года № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности» по кассационным жалобам Министерства финансов Российской Федерации и Федерального агентства по туризму на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2008 года, которым заявление удовлетворено частично, признана недействующей, со дня вступления решения в законную силу, форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка», утвержденная пунктом 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 июля 2007 года № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Министерства финансов Российской Федерации Ковпака С.В., Федерального агентства по туризму Писаревского Е.Л., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя Нетупского П.И. по доверенности Катаняна К.А., возражавшего против доводов кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июля 2007 года № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности» (далее — Приказ) утверждена форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка» (пункт 1). Признано утратившим силу Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 1996 года № 16-00-30-19 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» (пункт 2).

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2007 года № 9857, официально опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» № 31, 30 июля 2007 года.

Нетупский П.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Приказа недействующим, указав, что он противоречит Федеральному закону Российской Федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», так как утвержденный данным Приказом бланк строгой отчетности «Туристская путевка» не содержит условия путешествия — потребительские свойства туристского продукта, которые указывались в ранее действующей форме «Тур-1». Заявитель, часто совершая туристические поездки, лишен возможности в полном объеме защищать свои права как потребитель при использовании утвержденной оспариваемым нормативным правовым актом формы туристской путевки.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят в кассационных жалобах Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Полагают, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан недействительным.

Удовлетворяя частично заявленное требование, суд исходил из того, что форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка» в части отсутствия в ней информации об условиях путешествия не соответствует статьям 1, 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и нарушает права потребителя.

Однако с выводами суда о том, что отсутствие условий путешествия в утвержденной форме туристской путевки нарушает права потребителя, согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу положений статей 1 и 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) (далее — Закон об основах туристской деятельности) туристская путевка — документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта, является бланком строгой отчетности и неотъемлемой частью договора о реализации туристического продукта.

В силу императивного характера этих законоположений оформление туристской путевки является обязательным.

В соответствии с абзацем первым статьи 10 Закона об основах туристской деятельности реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

Положениями статьи 10 Закона об основах туристской деятельности определены существенные условия договора, наличие которых в силу требований, установленных пунктом 1 статьи 422 и пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обязательным.

К существенным условиям договора отнесены в том числе условия путешествия, которые должны быть в обязательном порядке предусмотрены договором.

Согласно пункту 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452, потребителю не позднее 24 часов до начала путешествия должны быть переданы договор о реализации туристского продукта, туристская путевка, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и др.), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия (предоставление потребителю в более поздние сроки оригинала договора, а также иных необходимых документов из числа предусмотренных в данном пункте Правил возможно только при наличии согласия потребителя).

Учитывая, что туристская путевка является неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта (в оспариваемой форме туристской путевки указано об этом), а в договоре о реализации туристского продукта в обязательном порядке должны быть указаны существенные условия договора, в том числе сведения об условиях путешествия, очевидно, что отсутствие условий путешествия в утвержденной форме туристской путевки не является нарушением прав потребителей и не лишает их права на защиту охраняемых законом интересов.

То обстоятельство, что туроператоры или турагенты, по утверждению представителя Нетупского П.И., уклоняются от заключения договора о реализации туристского продукта и оформления иных документов, свидетельствует о неправильном применении законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с предоставлением туристских услуг, и не может служить поводом к признанию оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Учитывая, что при разрешении настоящего дела судом первой инстанции допущена ошибка в толковании норм материального права, установление обстоятельств дела не требуется, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленного Нетупским П.И. требования.

Руководствуясь ст. 360, 361, 362, 363 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2008 года отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Нетупского Павла Иосифовича о признании недействующим Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 июля 2007 года № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности» отказать.