В соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база по ЕСН для нотариусов определяется как сумма доходов от профессиональной деятельности, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ.
Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом ч. 4 ст. 22 Основ установлено, что льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Льготы при обращении за совершением нотариальных действий в виде освобождения от уплаты государственной пошлины установлены ст. 333.38 НК РФ. Там же поименованы категории юридических и физических лиц, на которых распространяются данные льготы.
Денежные средства в виде нотариальных тарифов, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, за совершение нотариальных действий, являются доходом от его профессиональной деятельности.
С льготных категорий юридических и физических лиц за совершение нотариальных действий нотариальный тариф частнопрактикующим нотариусом не взимается. Поэтому от совершения указанных действий у нотариуса доход от профессиональной деятельности отсутствует.
Минфин России в Письме от 18.03.2005 № 03-05-01-03/21 разъяснил, что сборы за совершение нотариальных действий устанавливаются в рамках публично-правовых отношений, предусматривающих, в частности, государственное регулирование ценообразования в нотариальной сфере. Размер тарифов, обеспечивающих финансирование деятельности нотариата, в том числе возмещение расходов частнопрактикующих нотариусов, уплату ими налогов и других обязательных платежей, устанавливается исходя из принципа, в соответствии с которым нотариальные действия с низкой стоимостью либо полностью освобожденные государством от уплаты тарифов, «субсидируются» за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью.
То, что для определенной категории налогоплательщиков нотариальные действия совершаются на льготных условиях, учитывалось государством при определении размеров нотариальных тарифов. То есть предусмотренные законодательством льготы по уплате нотариальных тарифов компенсируются государством при установлении размеров этих тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков или за иные нотариальные действия.
При расчете ЕСН частнопрактикующим нотариусом льготный тариф за совершение нотариальных действий также не может рассматриваться в качестве расходов, связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности. Такая норма в действующем законодательстве отсутствует.
Вместе с тем при определении налоговой базы по ЕСН частнопрактикующих нотариусов наряду с расходами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусами получено вознаграждение, полностью принимаются к вычету те расходы, которые фактически произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа).
Учитывая вышеизложенное, частнопрактикующий нотариус не вправе компенсировать неполученные доходы от совершения нотариальных действий в отношении льготных категорий физических и юридических лиц за счет уменьшения платежей по ЕСН путем включения в состав расходов от профессиональной деятельности суммы льготного нотариального тарифа при исчислении данного налога.
Что касается Постановления Верховного Совета РФ от 11.02.93 № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», то подп. «а» п. 3 данного документа определял порядок формирования расходов нотариуса, занимающегося частной практикой, при исчислении им подоходного налога. К расчету ЕСН данное Постановление отношения не имеет. Кроме того, под. «а» п. 3 Постановления в соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 № 127-ФЗ утратил силу с 1 января 2005 г.