Проблемы высшей школы меркнут на фоне трудностей начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). А производственные предприятия задыхаются в отсутствие молодых квалифицированных рабочих.
Для подготовки квалифицированных рабочих, так же как и для обучения специалистов, необходима мощная, полноценная и продуманная до мелочей система образования. Если не уделить этому должного внимания, то недостаток выпускников со средним профессиональным образованием серьезно ударит по российской экономике.
Сегодня система НПО состоит из 3207 учреждений, в которых обучается более 1,4 млн человек по 291 специальности. В СПО чуть меньше — 2631 государственное заведение и 216 негосударственных. В них обучается 2,5 млн человек по 260 специальностям.
Бюджет профессионального образования
Начальное и среднее профессиональное образование с системой высшего образования объединяет ряд проблем: недостаточная государственная финансовая поддержка, слабая материально-техническая база, оскудение преподавательского состава. Только для НПО и СПО они еще острее. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Виктора Шудегова, финансирование колледжей, техникумов и прочих заведений не превышает 40—50% от их потребностей. Низкий уровень бюджетного обеспечения сказывается и на зарплатах преподавательского состава, и на качестве материально-технического обеспечения, и на стипендиях учащихся.
Зарплата мастера производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях в 4—10 раз меньше зарплаты аналогичного специалиста на производстве, куда, собственно, и уходят оставшиеся преподаватели. Оборудование для подготовки новых кадров безнадежно устарело, причем как физически, так и морально.
Вопрос материальной поддержки мог бы разрешиться при участии работодателей в финансировании НПО и СПО. Но сегодняшняя система налогообложения является существенным препятствием на пути к сотрудничеству бизнеса и образования. Так, исполнительный вице-президент РСПП Андрей Свинаренко считает, что работодателям необходимы налоговые льготы, которые позволят высвободить дополнительные средства на финансовую поддержку начального и среднего профессионального образования.
Специфика проблем
Особенно актуальным для среднего профессионального образования является вопрос предоставления отсрочки от армии. Воинская обязанность не только может остановить работу некоторых техникумов и колледжей, но и оказать огромное влияние на дальнейшую карьеру людей. На военную службу в этом году будет призвано около 40% юношей, обучающихся в ПТУ.
На качество образования также влияет размытая структура системы НПО и СПО. Заместитель министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин заметил, что 40% выпускников системы среднего профессионального образования — это экономисты и юристы, и лишь 18% имеют рабочие специальности.
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 20 декабря 2007 г. № 370 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» с 2010 г. подготовка по 6 специальностям юридического и экономического профиля будет исключена. В течение 2008—2010 гг. будут разработаны и введены в действие федеральные образовательные стандарты нового поколения для НПО и СПО. Их отсутствие также существенно подрывает качество подготовки кадров. В работе над ними примут участие работодатели для достижения наиболее полного соответствия компетенций выпускников их требованиям.
Некоторые эксперты полагают, что качество образования снизилось и из-за передачи за последние годы около 90% учреждений НПО и СПО с федерального уровня в ведение субъектов РФ. Это привело к тому, что на федеральном уровне для обучения работников и специалистов среднего звена выделялось средств больше, чем в некоторых регионах.
Проводимые улучшения
В лучшем положении находятся те заведения НПО и СПО, которые выиграли конкурс в рамках национального проекта «Образование». В результате его реализации в 148 учреждениях среднего и начального профессионального образования из 48 субъектов РФ в 2007 г. в учебный процесс было внедрено 9,8 тыс. единиц современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, 390 тренажеров-имитаторов сложного технологического оборудования. Было введено в эксплуатацию 1,3 тыс. единиц ИКТ-оборудования, позволяющего расширить доступ к ресурсам дистанционного обучения, 336 интерактивных классов.
Работодатели предоставили им 13,7 тыс. мест для практики по указанному профилю подготовки, оборудованных современными технологиями. Кроме того, было введено 262,7 тыс. кв. метров новых учебных площадей, создано более 6 тыс. новых оборудованных ученических мест в лабораториях, мастерских на учебных полигонах и площадках предприятий.
Наибольшее количество учреждений-победителей насчитывается в областях:
1) машиностроения, металлургии, металлообработки; автомобилестроения, авиастроения и судостроения — 49 заведений;
2) строительства и транспорта — 28 заведений;
3) сельского хозяйства и пищевой промышленности — 24 заведения;
4) автоматики, приборостроения, информационных технологий, связи и электроники —19 заведений.
Что есть и что надо
Нацпроект «Образование» можно считать лишь стартом для запуска модернизации системы профессионального образования, ведь более 5 тыс. заведений НПО и СПО не получили ничего.
Ситуация на кадровом рынке со специалистами среднего звена стала предметом для обсуждений в рамках парламентских слушаний, недавно прошедших в Госдуме. Депутаты вынесли ряд рекомендаций, которые предусматривают создание федеральной целевой программы развития системы НПО и СПО, увеличение расходов из государственного бюджета на эту сферу образования, пересмотр налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в развитие подготовки кадров. Для повышения качества обучения необходимо обеспечить своевременную разработку и выпуск учебников, провести корректировку показателей и процедур аккредитации образовательных учреждений и учебных материалов, а также разработать образовательные стандарты нового поколения для НПО и СПО.