Проверка «безнадзорных» организаций

Утвержден новый порядок проведения проверок Росфинмониторингом
| статьи | печать

В области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, появился очередной документ — Положение, регламентирующее порядок проведения Росфинмониторингом проверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Положение утверждено Приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 № 131 и вступает в силу с 6 июля 2008 года.

Это уже третье по счету Положение, несмотря на то что Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о легализации) действует с 1 февраля 2002 года.

Говорить о появлении новых правил игры не стоит, но Положение все же имеет некоторые новеллы, на которые следует обратить внимание. Вкратце напомним порядок проверок.

 

К кому могут прийти

Пунктом 9 ст. 7 Закона о легализации установлено обязательное проведение контроля за его исполнением физическими и юридическими лицами в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля. По общему правилу функции контроля исполняются соответствующим конкретной сфере деятельности надзорным органом. Но имеются такие сферы, в которых надзорные органы отсутствуют. К подобным «безнадзорным» организациям и будет применяться порядок.

К ним относятся:

  • лизинговые компании;
  • ломбарды;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости.

Новый порядок добавил к ним:

  • организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств согласно банковскому законодательству;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Дополнения появились благодаря Федеральному закону от 27.07.2006 № 147-ФЗ, распространившему Закон о легализации на новых участников с 9 августа 2006 г.

В п. 5 Положения приведен закрытый перечень вопросов, которые финразведчики могут проконтролировать. Перечень остался неизменным, и проверяющие за его рамки выйти не могут. А в случае если круг вопросов они самостоятельно расширят, проверяемое лицо вправе обжаловать принятое решение по правилам, изложенным в Положении (которые сохранились), благодаря чему сможет избежать привлечения к административной ответственности, размер которой, кстати сказать, заставляет задуматься о соблюдении всех заявленных Законом о легализации требований.

 

Процесс проведения проверок

Основанием проведения проверки, как и прежде, является приказ, подписанный руководителем Росфинмониторинга (уполномоченным им должностным лицом), руководителем территориального органа (уполномоченным им должностным лицом).

Прийти с проверкой может только представитель Росфинмониторинга, указанный в приказе, который должен предъявить представителю организации приказ одновременно со служебным удостоверением. Обязанность предъявить удостоверение появилась в Положении впервые, из-за того что часто приказы оформлялись на одних должностных лиц Росфинмониторинга, а с проверкой приходили лица, не имеющие к мероприятию никакого отношения. Нередко из-за этого отменялись вынесенные в отношении нарушителя решения о привлечении к ответственности.

В неизменном виде сохранились 2 вида проверок: камеральные (по месту нахождения Росфинмониторинга и его территориальных органов) и выездные (по месту нахождения проверяемой организации).

По результатам проверки составляется 2 экземпляра акта, форма которого приведена в Приложении к Положению. Оба экземпляра акта подписываются должностным лицом Росфинмониторинга, проводившим проверку, и не позднее 3 рабочих дней после даты составления акт вручается лично (направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) руководителю организации. Ранее этот срок составлял 1 рабочий день. Новеллой также является возможность направления составленного акта по почте.

Есть в новом Положении и не очень приятная новость: из него исключена норма, ограничивающая количество проверок, проводимых в одной организации (ранее был установлен запрет на проведение проверок чаще 1 раза в год). Теперь это дает возможность Росфинмониторингу приходить с проверками несколько раз. Напомним, что Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ) лимитировано количество плановых проверок со стороны государства. Так, согласно п. 4 ст. 7 упомянутого Закона в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не чаще 1 раза в 2 года, а в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Исключение из Положения ограничения по количеству проверок, вероятно, связано с тем, что Закон № 134-ФЗ не распространяется на другие виды специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке, установленные в абз. 5 п. 3 ст. 1. Причем такое правило существует с даты принятия Закона № 134-ФЗ. Представляется, что существовавшее в предыдущем Положении послабление явно противоречило федеральному законодательству, и в новом Положении такое противоречие устранено.

 

ПРИМЕРЫ ОПЕРАЦИЙ, ПРОВЕРЯЕМЫХ РОСФИНМОНИТОРИНГОМ

I. Операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб. (либо в эквиваленте 600 тыс. руб., если операция осуществлена в валюте).

Например, операции по счету юридического лица в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности, внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации наличных денежных средств и т.п. 

К подобным операциям отнесены зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере действия Закона о легализации, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве.

Контролю со стороны Росфинмониторинга подлежат такие операции, как:

  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа и др.

II. Сделка с недвижимостью подлежит обязательному контролю, если ее сумма равна или превышает

3 млн руб. (либо аналогичный эквивалент в иностранной валюте).

И иные операции, предусмотренные Законом о легализации.

 

БУКВА ЗАКОНА

Ответственность за нарушение требований к проведению «подконтрольных» операций:

За неисполнение организацией установленных Законом о легализации требований в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля наступает административная ответственность по ст. 15.27 КоАП РФ.

На нарушителя — должностное лицо налагается административный штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., на юридическое лицо — от 50 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.